Кто постарше — помнит про жизнь без холодильников, а для тех, кто помоложе, должен сказать, что человек, будучи существом исключительно хитрым, жил и без холодильников, придумывая себе его довольно эффективные заменители.
Кстати, на юге страны, в местах, где морозы зимой — редкость, скоропортящиеся продукты исстари хранили в погребах. Там и летом, в жару, достаточно прохладно, чтобы решиться хранить там и молоко, и масло, и прочее. Но это — в сельском доме.
А в доме многоэтажном? Там тоже находили различные способы выкрутиться. Были и встроенные в окно холодильные ящики, покрашенные белым, вентилируемые наружным воздухом и покрытые летом мокрыми тряпками — чтобы испаряющаяся вода обеспечивала понижение температуры продукта. Но летом в такой ящик кило колбасы не положишь, стухнет. Граммов 200−300 масла или колбасы было вынужденным пределом покупки — чтобы еда не успела испортиться.
Наверное, с момента возникновения первых поселений славян в них были погреба-ледники. В том же Петербурге зимой на Неве для заготовки льда для ледников выделяли специальные участки реки. Пильщики льда выпиливали куски льда, продавали их — и снова возвращались на реку, пилить вновь наросший толстый лед. Дед Мороз работал в этом бизнесе круглосуточно всю зиму, восстанавливая ледяной покров реки.
В морозы погреба-ледники проветривались, в них загружался новый лед и выгружались остатки старого, прошлогоднего льда. Зато потом, весной, летом и осенью купленное хранилось при оптимальной температуре. Ну, прямо, как в нынешнем холодильнике!
К середине XIX века в городских условиях широко эксплуатировались… скажем — «пра-холодильники», или «домашние ледники», представлявшие собой шкафы для хранения продуктов с хорошей теплоизоляцией и отделением, набитым покупным колотым льдом. Лед постепенно таял, в шкафу стоял холод, и там можно было безопасно хранить скоропортящиеся продукты. Надо было только не забывать покупать новый лед — и сливать из поддона воду от растаявшего.
Но уже в 1850 году американский врач Джон Гори продемонстрировал процесс создания искусственного льда, на базе которого впоследствии и были созданы первые рефрижераторы. Идея создавать холодильные устройства практически современного типа — с компрессорами и использованием в качестве хладагента аммиака — была реализована в Германии в 1879 году.
Возможность хранить при низких температурах скоропортящиеся продукты позволила выйти на мировой рынок продажи мяса Аргентине и другим странам Южной Америки. На обширных равнинах Аргентины и ее соседей процветало животноводство, но получаемое мясо можно было использовать только у себя, поскольку переправлять стада быков и коров по морю — крайне дорого и сложно, а мясо за несколько недель безнадежно портилось.
Однако с изобретением рефрижераторов то же самое мясо, но замороженное, — спокойно могло доплыть и в Америку, и в страны Европы. Животноводство Южной Америки (и вообще — всех удаленных от потребителей стран-производителей) получило мощный импульс развития. В то же время транспортировка фруктов при температурах чуть выше нуля способствовала появлению на рынках стран Европы некогда экзотических фруктов, производимых в далеких южных регионах.
Суда-рефрижераторы, вагоны-рефрижераторы, автофургоны-рефрижераторы, промышленные холодильники и морозильники — важнейшая часть логистики современной пищевой промышленности, без них невозможны перевозка, хранение на месте производства и на месте потребления огромного количества продуктов питания, молочных, мясных продуктов, овощей и фруктов.
А то, что нельзя перевезти и продать, — скорее всего, просто не производится.
Поэтому можно сказать, что именно благодаря изобретению холодильников стало возможно увеличение производства мясных и молочных продуктов, а также рост фруктовых садов и овощных плантаций в южных, более приспособленных для этого регионах.