Но уже неделю чуть не каждый день плачет: «Я не такая, как все… Я стесняюсь разговаривать с новыми людьми… Я никогда не выйду замуж…» Труднее всего ей объяснять сверстникам, что у нее с губой. Уже и не знаю, что говорить ребенку. Исчерпала все доводы". (Вопрос психологу.)
Ваша девочка сейчас в том возрасте, когда внешности придается особое значение, когда даже очень красивые девочки могут проводить довольно много времени перед зеркалом, выискивая малейшие недостатки и переживая по их поводу. Состояние девочки сейчас с большой долей вероятности обусловлено тем, что кто-то значимый обратил внимание на особенность ее внешности — это взволновало ее, заставило сконцентрироваться на этом недостатке и лишило уверенности. Наша задача сейчас вернуть девочке уверенность в себе.
Давайте будем последовательными. Хорошо, если получится узнать, что стало отправной точкой этих переживаний, на чьи слова дочь отреагировала таким образом. Это знание поможет объяснить возможные мотивы того человека и сделать его слова менее ранящими для дочери. Ведь возможно, у человека не было желания обидеть, а просто имелся интерес, стремление узнать дочь получше (если это был вопрос, а не замечание), например.
С другой стороны, возможно, дочери и вовсе никто ничего не говорил, но нравящийся ей человек, к примеру, обратил свое пристальное внимание на другую девушку, и тем самым побудил копаться в себе и выискивать недостатки, и на поверхности оказалась привычная неправильность губы.
Независимо от того, что стало источником переживаний, можно провести с дочерью несколько взаимосвязанных между собой бесед и упражнений.
1. Поговорите с девочкой об относительности понятия «красота». О том, что в разное время даже в Европе бытовало абсолютно разное представление о красоте в целом (вспомните рубенсовских женщин, посмотрите различные репродукции), не говоря уже об экзотических странах (например, шеи длиной 30−40 сантиметров или крошечные, специально изуродованные в детстве, ножки китаянок). К беседе необходимо тщательно подготовиться.
2. Если девочка все-таки продолжает считать форму губы недостатком, поговорите о том, что люди, имеющие какие-либо недостатки, часто добиваются невероятных успехов, потому что считают, что успех им необходим для компенсации. Приведите в качестве примера Майкла Йорка (известный американский актер с болезнью Дауна), Демосфена, Дикуля.
3. В качестве шутливого примера красоты можно посмотреть мультфильм о потерявшемся бегемотике, который искал свою маму-бегемотиху. Его спрашивали: какая она твоя мама? Он отвечал — самая красивая. Его привели к фотомодели — он сказал: моя мама гораздо красивее. Этот мультфильм также иллюстрирует тезис: когда любишь человека, то принимаешь его целиком со всеми достоинствами и недостатками.
4. После беседы, когда непоколебимые стереотипы девочки относительно красоты пошатнутся, сядьте с ней перед большим зеркалом и рассмотрите внимательно ее лицо: длинные пышные волосы, красивой формы большие глаза, длинные пушистые ресницы. Пусть для каждой черточки на лице у вас найдется ласковое слово, комплимент.
Когда дойдет очередь до губ, поиграйте с их формой: вытяните в ниточку, выпятите — посмотрите, как при этом меняется выражение лица и само лицо. Отметьте, что при этом в зеркале появляется совсем другая девочка, не та, которую вы знаете и любите. Менее естественная и красивая. А свою девочку вы очень любите, и все, кто ее знает хотя бы немного, тоже очень любит. Обнимите дочь и посидите с ней немного.
5. В каникулы предложите съездить куда-нибудь вместе, чтобы развеяться и отвлечься, максимально насыщенно провести свободное время, оказаться среди людей, занятых получением новых впечатлений, а не анализом недостатков внешности.