Человек — социальное существо, поэтому ему необходимо делиться информацией, знать и понимать окружающих людей, чувствовать себя нужным. При помощи общения человек учится мыслить, расширяет свой опыт, строит отношения, формируется как личность. И первый опыт общения мы, будучи маленькими детьми, получаем в семье.
«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…»
Сегодня уже ни для кого не секрет, что общение жизненно необходимо грудным младенцам. Они постоянно посылают сигналы своими жестами, мимикой, звуками. Так малыши выражают свои потребности и чувства. И если взрослые будут стараться побольше слушать, играть, обнимать ребёнка, то это положительно скажется на его развитии.
В более старшем возрасте общение имеет ничуть не меньшее значение. И первым, а пожалуй, и самым главным рецептом для качественного общения с ребёнком является любовь. Никакие советы, никакие правила общения и воспитания ребёнка не дадут положительного результата без любви, как бы старательно вы их ни исполняли. Родители, которые искренне любят своих детей, не отмахиваются от забот, не раздражаются из-за проблем своего ребёнка постоянно, а создают в своём доме человеческое, душевное, позитивное, вдумчивое общение. Такое общение несёт детям доброту, позитив, положительную эмоциональную энергию, давая им радость бытия и счастье детства. Дети любят взрослых, создающих вокруг такую атмосферу, купаются в ней, испытывают радость и неподдельное счастье. Всем участникам общения от этого хорошо. Это не всегда можно объяснить словами, но зато можно почувствовать и ощутить. Больше никаких рецептов не существует, это самое главное.
Для того чтобы улучшить качество общения существуют полезные советы.
1. Чтобы общение с ребёнком было более продуктивным, спросите у него прямо, какие ваши слова и фразы его обижают и что бы он хотел убрать из вашей речи. После получения ответа сохраняйте спокойствие и начинайте немедленно корректировать свою речь.
2. Ни при каких условиях не используйте молчание, тем более, не наказывайте молчанием. Оно губительно влияет на общение и делает вашего ребёнка невротиком.
3. Проще всего ругать ребёнка, когда он делает что-то не так. Труднее разобраться, почему он так поступает, поэтому замечайте, что творится с внутренним миром ребенка. Чтобы лучше понять своего ребёнка, предложите ему написать на листочке несколько выражений, характеризующих вас. Имейте в виду, что результат может быть для вас неожиданным. Но вы должны спокойно поразмышлять над данной информацией, понять, какой образ вы являете собой своему ребёнку и над чем надо поработать.
4. Поиграйте в ролевые игры. Пусть ваши дети станут вашими родителями, а вы — детьми. Вы многое узнаете о себе, но будьте терпеливы, делайте выводы.
5. Общайтесь с ребёнком через творчество. Вместе с ним рисуйте, шейте, читайте, танцуйте, переделывайте стихи, придумывайте розыгрыши, играйте в театр, пишите записки… Много ещё чего можно придумать для совместного творчества. Это будет не только налаживать общение, но и способствовать успехам и достижениям вашего ребёнка в будущем.
6. Следите за своей речью. Не отвечайте ребёнку вопросом на вопрос («Разве тебе не ясно?»). Сократите риторические вопросы («Что я тебе говорила?»). Не сравнивайте ребёнка с другими детьми («А почему Маше удалось справиться с заданием?). Не называйте плохими словами своего ребёнка, даже в шутку («Ах, ты дурачок мой!»). Не называйте ребёнка Пашкой, Машкой, а больше используйте уменьшительно-ласкательных форм имени.
7. Больше читайте, интересуйтесь воспитанием детей, работайте над собой, меняйтесь в лучшую сторону, наслаждайтесь общением и воспитанием своих детей.
Создавайте в своём доме доброе, позитивное общение, делая при этом себя и своих детей счастливее.