Как сделать эффективными методы убеждения и внушения в воспитании?

Реклама

Личность формируется многими обстоятельствами, дорогие читатели, в том числе психологическим воздействием одного человека на другого, осуществляемым методами убеждения и внушения. Методы эти используются с целью формирования определённых взглядов и различных установок.

Вы ведь не будете возражать, что убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания, и оно требует активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным:

Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого. Если ребёнок не знает смысла отдельных слов, Вами произносимых, убеждение не будет эффективным.

Реклама

Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника.

Убеждение должно содержать наряду с обобщёнными положениями (например — правилами) конкретные примеры.

Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.

Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.

Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.

Убеждение не должно сводиться к прочтению морали.

С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения. Не будем забывать при этом, что к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.

Реклама

Внушение представляет собой психологическое воздействие одного лица на другое лицо или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие, способ воздействия на человека, когда что-то утверждается или отрицается без доказательств, без логического объяснения. Внушение обладает большой силой: известны многочисленные случаи, когда прикосновение к холодному предмету вызывало у внушаемого сильнейший ожог, язвы на руках и ногах, угасание жизни и многое другое.

Внушение и внушаемость, самовнушение и самовнушаемость являются важными аспектами воспитания и самовоспитания. По словарю Даля внушать — значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум — думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.

Реклама

Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот — внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.

Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.

Реклама

С детства внушается ребёнку и установка на самого себя. Педагогическая и медицинская практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго — залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное, хотя всё в нашем мире относительно. Для того, чтобы преодолеть то отрицательное, что внушено с детства, приходится сочетать силу убеждения с силой внушения в аргументированном, мотивированном самовнушении.

Для мотивированного самовнушения требуется довольно высокий уровень ума и воли. Ум требует постоянной тренировки — привычка мыслить углублённо, не отвлекаясь, развивает его. В достижении жизненных целей необходима сильная и гибкая воля. Умный человек, убедившись, что цель нереальна, решительно изменяет путь. Для самовоспитания и самосовершенствования больше всего необходима сильная воля, и она должна сочетаться не только с умом, но и с нравственностью — благородством, добротой и гуманностью.

Труднее всего оказывается бороться с самим собой: мешают то неуверенность, сомнения, нерешительность, то лень, искушения различные. Тот, кто разобрался в себе, может контролировать себя, владеть собой, разобраться в других и изменять жизненную ситуацию. Удачи Вам, друзья!

Реклама