Вы ведь не будете возражать, что убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания, и оно требует активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным:
Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого. Если ребёнок не знает смысла отдельных слов, Вами произносимых, убеждение не будет эффективным.
Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника.
Убеждение должно содержать наряду с обобщёнными положениями (например — правилами) конкретные примеры.
Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.
Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.
Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.
Убеждение не должно сводиться к прочтению морали.
С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения. Не будем забывать при этом, что к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.
Внушение представляет собой психологическое воздействие одного лица на другое лицо или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие, способ воздействия на человека, когда что-то утверждается или отрицается без доказательств, без логического объяснения. Внушение обладает большой силой: известны многочисленные случаи, когда прикосновение к холодному предмету вызывало у внушаемого сильнейший ожог, язвы на руках и ногах, угасание жизни и многое другое.
Внушение и внушаемость, самовнушение и самовнушаемость являются важными аспектами воспитания и самовоспитания. По словарю Даля внушать — значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум — думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.
Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот — внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.
Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.
С детства внушается ребёнку и установка на самого себя. Педагогическая и медицинская практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго — залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное, хотя всё в нашем мире относительно. Для того, чтобы преодолеть то отрицательное, что внушено с детства, приходится сочетать силу убеждения с силой внушения в аргументированном, мотивированном самовнушении.
Для мотивированного самовнушения требуется довольно высокий уровень ума и воли. Ум требует постоянной тренировки — привычка мыслить углублённо, не отвлекаясь, развивает его. В достижении жизненных целей необходима сильная и гибкая воля. Умный человек, убедившись, что цель нереальна, решительно изменяет путь. Для самовоспитания и самосовершенствования больше всего необходима сильная воля, и она должна сочетаться не только с умом, но и с нравственностью — благородством, добротой и гуманностью.
Труднее всего оказывается бороться с самим собой: мешают то неуверенность, сомнения, нерешительность, то лень, искушения различные. Тот, кто разобрался в себе, может контролировать себя, владеть собой, разобраться в других и изменять жизненную ситуацию. Удачи Вам, друзья!