Такие — все современные дети. Да и школа в последние десятилетия совсем не та, что была раньше. Но могу с уверенностью сказать, что вопрос «Как хорошо учиться в школе?» был актуален во все времена.
Школа — не дом отдыха. И от того, как мы подготовим к ней своих малышей, зависит не только дальнейшая учеба, но и вся их жизнь.
Так что же нужно сделать нам, взрослым, чтобы учение с первых дней не превратилось в мучение? Что нужно сделать для того, чтобы дети хотели идти в школу и хотели учиться?
Однажды я задала вопрос сыну:
— Ты хочешь пойти в школу?
Он утвердительно кивнул.
— А, что ты там будешь делать? — спросила, заметив, что ребенок задумался.
— Ясное дело, играть со старшими ребятами, — ответил он быстро.
После этого разговора ясно стало, что мой мальчик в психологическом плане к школе не готов. Спустя несколько дней я вернулась к этой теме и спросила:
- Хочется ли тебе узнать много нового? Научиться быстро читать и писать? Стать умным и образованным человеком?
— Немного хочется. Но больше хочется летать на самолете.
Это была зацепка к началу первого серьезного разговора, и я ею воспользовалась.
— А ты знаешь, что для того, чтобы стать летчиком, нужно много и хорошо учиться в школе?
— И все? — спросил он. — После школы я сразу смогу стать летчиком?
— Ну, что ты? В школе ты получишь только первые знания, но они приведут тебя в другую школу — высшую, и там тебя уже научат управлять самолетом. Только для этого нужно сначала изучить устройство самолета, научиться читать карты и изучить много других предметов.
— А зачем другие предметы? — не понял сын. — Мне нужен только самолет.
Пришлось объяснить, что летчик не просто сидит за штурвалом, что он еще отвечает за свою жизнь и за жизнь других людей. Доверить это серьезное дело можно только хорошему специалисту.
Я видела, что сын задумался. Мы несколько раз возвращались к разговору о школе, и как-то я предложила поиграть в нее. Дети старательно рассадили на коврике игрушки. Хотелось, чтобы все проходило в игровой форме. Задумавшись, взяла в руки большую куклу и спросила, как мы ее назовем?
- Мальвина, — подсказала дочь. — Раз играем в школу, пускай она будет учительницей. Я помню, как она учила писать Буратино.
Я даже не ожидала такой подсказки от ребенка. Но быстро ухватилась за нее и с помощью куклы рассказала детям, о том, что в школе есть свои правила, и их нужно обязательно выполнять. Это то, без чего в школу и ходить не стоит. Так у нас началась игра в занятия. Мы учились правильно сидеть за партой, четко отвечать на уроке и даже проситься в туалет (это известный для детей комплекс). А потом вместе придумывали игры для переменки.
Каждый день я с детьми занималась чем-то новым. Мы рисовали, лепили, составляли и придумывали слова по карточкам, решали задачки с яблоками и другими фруктами и овощами. Мастерили фигурки из конструктора. Читали маленькие рассказики и обсуждали поучительные сюжеты из книги «Библия для малышей». Правда, в тот период я была безработная, поэтому времени на игры с детьми хватало. Но с другой стороны, никакая няня не была способна дать моим детям то, что давала им я. Это был задел на будущее.
А дети быстро привыкли и каждый день сами с нетерпением ждали очередную игру в школу, где было все, как в настоящей. Мы проводили уроки, устраивали переменки, а школьный звонок-колокольчик особенно нравился малышам. Они звонили в него по очереди, сообщая об окончании урока.
Немного позже я решила давать им простые домашние задания. Например, нарисовать из квадратиков и треугольников домик. Из палочек — забор, а из кружочков — солнышко и овощи на огороде.
Главным моим стремлением было приучить детей к самостоятельности, заставить думать и развивать смекалку.
Этой осенью сын пойдет в настоящую школу. Впереди трудовые будни, но я почему-то уверена, что у него будет желание не только туда ходить, но и учиться. Дочери предстоит встреча с настоящей школой лишь через год, но психологически она к ней уже готова.