Теоретически, любой подарок — это сюрприз. Так должно было бы быть. Однако жизненные реалии таковы, что все чаще подарки к праздникам «заказываются» («Милый, а подари мне на день рожденья вон ту шубку» или «Любимая, вон тот телефон был бы вполне удачным подарком…»). Или дарящий сам спрашивает — что, мол, тебе подарить. Ну угодить же хочется… хочется порадовать нужной вещью, а не очередной хрустальной вазочкой…
Все это, конечно, замечательно — практично, экономит силы и время дарящего, не отягощает антресоли одариваемого ненужными вещами… Однако за всей этой практичностью напрочь теряется романтика, ожидание сюрприза, восторг и удивление, благодарность за потраченное время и за внимание… И становится немножко грустно. Ну вот мне — становится, как вам — не знаю.
Поэтому у нас с мужем договоренность — я принимаю его позицию по поводу подарков на все праздники, кроме самого волшебного и сказочно-дедморозового. То есть мы заказываем друг другу подарки на дни рожденья, Восьмые марта и прочие, а Новый год оставляем для сюрпризов, ожидания чуда и волшебства. В моей жизни, конечно, стало меньше романтики, но семейная жизнь — вообще сплошной компромисс… В общем, все что остается — отрываться на Новый год. Но мне этого мало! Поэтому я стараюсь, по мере своих сил, делать небольшие сюрпризики вне праздников, чтобы разнообразить повседневную жизнь и привнести в нее немного игры, интриги, волшебного настроения. В основном, конечно, перепадает детям, поэтому далее речь о
Я твердо убеждена, что для детей главное — это игра. Причем психологи со мной абсолютно согласны. Ну или я с ними. Поэтому для детей любого возраста (и кстати, взрослые в душе те же дети!) отличным сюрпризом считаю небольшой квест. Это то, что несложно придумать и подготовить, а стало быть — почему бы не сделать приятное своему чаду?
Что же такое квест? Это приключение, игра. Есть конечная цель (например — найти спрятанный в доме подарок), есть череда шагов, которые нужно осуществить, чтобы его найти. На каждом этапе нужно выполнить какое-то действие (физическое или умственное, или творческое). Выполнив все задания, играющий добирается, наконец, до вожделенного спрятанного «сокровища». И еще можно поспорить, что же в итоге доставит ему большее удовольствие — сам подарок или игра, предшествовавшая ему!
Никаких дополнительных материальных затрат не требуется! Абсолютно не нужно специально покупать подарок, чтобы его спрятать. Вы ведь иногда что-то и так покупаете для своих детей (шоколадку, машинку, куколку, ручку, тетрадку — да все равно что!). Вот это и спрячьте.
Мысленно нарисуйте путь, который может пройти ребенок по дому до места, где спрятан подарок (можно и кругами походить, ага!), обозначьте места, в которых будут спрятаны записки с заданиями (при этом каждая записка, кроме заданий к выполнению, должна содержать и информацию о том, где спрятана следующая записка).
Наверное, звучит это сложнее, чем есть на самом деле. Поверьте, все предельно просто!
Можно писать квесты совсем простенькие, а можно и посложнее — с заданиями математическими (если кроме «поиграть» вы преследуете цель ненавязчиво потренировать у ребенка навыки сложения-вычитания) или заданиями на английском… И даже если ваше чадо протестует против дополнительных занятий математикой и английским, в квесте он будет все это делать и получать удовольствие! Говорю как краевед (как мама такого вот протестующего обычно сына).
Мой почти 12-летка до сих пор с благодарностью помнит, какие подарки и где он находил в результате прохождения квестов! Так что квест таки имеет значение! В пустоту ничего не уходит, детки с благодарностью принимают нашу заботу о них, а в данном случае игра и сюрприз — это наше внимание, забота, совместное интересное времяпрепровождение, а не просто потраченные на подарок деньги.
Я с удовольствием делюсь с вами одним из моих квестов (как раз тем, который с английскими фразами).
Лист 1 (лежал в прихожей и ждал возвращения ребенка из школы):
Если ты пришел из школы,
Раздевайся поскорей.
Руки мой, переоденься,
Все развесь, воды попей.
А потом иди туда,
Где еда и где вода.
Find the bear
Under the chair!
Лист 2 (лежал в кухне под стулом, на листке сидел плюшевый медведь):
Oh, look — this is a bear!
And It is under the chair!
А теперь лежит твой путь
Туда, где можно отдохнуть.
In your room, on your bed,
Please, find your sister’s hat.
Лист 3 (лежал в детской на кровати сына в панамке младшей сестренки):
Oh, great! — this is a hat!
Sasha puts it on her head.
Прыгай на левой ноге к пылесосу,
Правой рукой дотронься до носа,
На четвереньках ползи до балкона,
Find the ball there in the left corner.
Лист 4 (лежал в гостиной в левом углу, рядом с большим гимнастическим мячом около балкона):
Oh, You’ve done it! You’re the best!
Please now read what to do next:
Выйди из комнаты, стой к ней спиной.
Прямо иди, налево и — стой.
Там, где шарлотка обычно печется,
Там для тебя и подарок найдется.
Подарок — книга — прятался в духовке в кухне.
Ну что, попробуете сами придумать нечто подобное? И да — если стихоплетство не ваш конек, не отчаивайтесь! Квест совершенно не обязательно облекать в стихотворную форму. Пишите прозой — ребенку будет не менее интересно выполнять задания! Я пишу стихами только потому, что так мне самой интересней писать (и вы же видите — это не великие поэтические произведения, а простенькие рифмованные строки из разряда «что вижу, о том пою»).
Творите, придумывайте, делайте сюрпризы — и мир раскрасится яркими красками, а вы будете светиться волшебным настроением!