В чем тайная сила подарка?

Реклама
Профессионал

Вот и новогодние праздники не за горами. А с их приближением всегда поднимается тема подарков. Многие начинают хлопотать об их поиске и покупке задолго до события. Подарок — это послание от дарителя, его пожелание, весть. Еще на заре существования человечества люди верили, что дарящий роднится с другим человеком посредством подарка.

На Руси, по обычаю, человек входил в дом с подарком. А хозяева в этом доме готовы были одарить, накормить, приютить его. Бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. Французская же пословица утверждает: «Умеющий дарить умеет жить».

В современных обычаях сохранились отголоски древнего верования, связанного с подарком: подаренная вещь обладает некоей духовной силой или несет в себе часть души дарителя. Возможно, потому-то подарки-передарки легко опознаются получателем, что в них намешаны души разных, порою совсем неблизких людей, и это вызывает у адресата смятение и раздражение. Ведь тот, кто нынче является автором подарка, получая его от другого дарителя, успел «зарядить» его своим разочарованием или досадой. Неудивительно поэтому, что у очередного получателя этого презента возникают мысли о несуразности презента, неловкость и даже злость.

Реклама

Подобным образом вручение безадресных или бессмысленных подарков часто является вторжением на территорию их получателя, его личного или жилого пространства. Что ему потом делать с очередной вазочкой или кухонными прихватками? Торжественно поставить или повесить на видное место на радость гостю (!), спрятать на полку, уже и без того забитую ненужным хламом, отнести в церковь или поскорее, пока от тяжести не треснула эта самая полка, пристроить следующему адресату?

Конечно, рациональный человек не будет удивляться ненужному подарку, а отнесется по-деловому и первым делом подумает о том, кому его можно пристроить дальше. Отлежавшись, эта вещь перекочевывает по цепочке новому бедолаге. И к укреплению дружеских отношений или позитивных эмоций этот круговорот вещей касательства не имеет. Это просто акт освобождения от ненужного хлама, в котором нет добра.

Реклама

Еще недавно распространенное мнение, осуждающее передаривание, защищало от этого абсурдного коловращения предметов материального мира, но традиционные представления нынче не в моде.

Тем же, кто относится к подаркам серьезно, стоит помнить, что критерием «правильности» подарка является то чувство удовольствия, которое испытывает, вручая подарок, сам даритель.

Подарок — это знак расположения и заботы о получателе подарка. Принимать подарок — значит настраиваться на такие отношения. При этом степень симпатии или любви выражается не столько в стоимости подарка, сколько в трудности его поиска или тщательности его выбора. А если у виновника торжества или хозяина все-все есть, и ничего толкового в качестве подарка в голову не приходит, то можно вспомнить о доброй традиции приносить в дом гостинцы. В наш прагматичный и стремительный век угощенье, изготовленное собственными руками, приобретает особую ценность, если его автор не пожалел для получателя столь дорогостоящего времени, сил и выдумки.

Реклама

Ну, и произносимые при вручении подарка слова тоже имеют значение. Согласитесь, очень по-разному звучит такое напутствие, как «был бы рад знать, что угадал с подарком, я долго его выбирал и решил, что эта вещь действительно может тебя порадовать», и такое наставление, которое, например, регулярно слышит коллега, получая от знакомой в подарок книги по русской православной литературе или иконописи: «Очень жаль, что ты не любишь Россию, но, может, ты когда-нибудь поймешь, как ты неправ», — по сути, довольно провокационное, а по тону — воспитательно-назидательное заявление.

Этим же грешат и родители, когда вручают ребенку в подарок совсем не актуальный для него альбом живописи или том энциклопедии из той области наук, которой ребенок совсем не интересуется. Как ни крути, у подарка и процесса воспитания все-таки разные цели. И тысячу раз права писательница де Соммери, сказавшая: «Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения».

Реклама