И тут его бессознательное встает в позу, а чувство собственного достоинства — на дыбы.
Никому не хочется чувствовать себя слабым и неприятно вспоминать о моментах своей слабости. Отсюда и забывчивость награжденных милостью других.
Подсознательно, а иногда и сознательно, человек старается не только забыть, но и «переписать» свою личную историю, где он выглядит уже в другом свете. Даже если история эта далека от истинных событий, человек так желает сохранить чувство собственного достоинства и своей значимости, что через какое-то время сам начинает свято верить в сочиненную им красивую сказку.
Только не спешите утверждать, что у вас самих нет таких «красивых сказок». Вспомните хотя бы отношения с родителями… Самый конфликтный участок нашей жизни. Родители и стараются помочь, но часто так неуклюже, что только ранят самолюбие детей. Они уверены, что действуют во благо детей, а сами просто забирают у них возможность самоутвердиться, пусть и через синяки и шишки. Какой родитель не восклицал:
— Я ему помогал, а он…
— А тебя об этом просили?
— Да, как же? Мы прекрасно знаем, что для наших детей лучше!
А знание детей о том, что лучше для них, растоптано родительской уверенностью в своей правоте с последующим ожиданием, естественно, признательности и благодарности. Только, поправ чувство собственного достоинства другого (даже и собственного ребенка), мы получим все с точностью до наоборот от ожидаемого — «черную неблагодарность».
Почему же меняется отношение к помогавшему? Тут еще сложнее. Благодетель или помогавший начинает ассоциироваться с ситуацией, где человек выглядел потерявшимся, униженным или слабым. И как вы считаете, какую тень бросает вся ситуация на благодетеля? Он уже и не благодетель, а свидетель слабости. Такому пощады ждать бесполезно, как и признательности.
Вот и получается, как в ироничной поговорке: не делай людям хорошо, не будет тебе плохо. А вам не приходилось испытывать странное чувство нежелания встречаться и видеть людей, которые, хоть и помогали, но были свидетелем вашей неприглядной беспомощности?
И что же теперь, спросят меня, никому не помогать? Ну, не будем впадать в крайности. Первое: видимо, следует избегать помогать другим, когда об этом не просят. И уж точно — не навязывать свою помощь с благими намерениями, которыми, как известно, выстлана дорога в нежелательном для нас направлении. Во-вторых, лучше не завышать уровень ожиданий и не ждать благодарности за содеянное, а то эти благодеяния будут отдавать запашком корысти. И третье: помнить, что основной инстинкт человека — не секс, а чувство собственной важности. Мы себя лучше чувствуем тогда, когда помогаем, чем когда эту помощь принимаем.
Да, еще бы не грех и самим научиться быть благодарными, а то ведь даже в молитвах люди жалуются и просят о помощи, выражая «черную неблагодарность» создавшим нас силам. Потому и Бога боятся скорее, чем выражают признательность, в которой он, возможно, нуждается не меньше нас, а уж заслужил — точно больше.