Вот и получается, что многие дети нынешнего поколения, находясь вроде бы рядом с родителями, вырастают жертвами родительского невнимания. Многие взрослые полагают, что в четыре-пять лет многие свои проблемы ребенок должен решать сам. Конфликты со сверстниками и обычные бытовые задачки якобы ему вполне под силу разрешить самому — самостоятельнее будет. Себе же родители отводят роль сторонних наблюдателей, которые на пике обострения ситуации вынесут свой «единственно правильный» вердикт. Но разве в этом проявляется настоящее внимание к ребенку?
Что чувствует ребенок, когда видит явное пренебрежение или с трудом переключенное на него внимание? Обиду, неуверенность и страх. Все это впоследствии проявится в замкнутости или, наоборот, в излишне демонстративном поведении. Повзрослев, такие люди неохотно вспоминают о своем детстве и достаточно холодно отзываются о родителях.
Самая сложная ситуация — перенесение модели неудовлетворенности жизни родителей на детей. В данном случае ситуация полностью пускается на самотек. Посыл такой: я ничего не смог добиться, поэтому и научить толком не смогу. Как правило, такие родители никогда не вмешиваются в конфликты детей и тихо сносят даже несправедливые замечания в адрес их чада. Ребенок свыкается с тем, что он хуже других, и мирится с таким положением. Он роднится с этим жизненным статусом и выходит с ним во взрослую жизнь. Поэтому важно вовремя увидеть эти предпосылки и перестать толкать собственного ребенка в группу риска.
Внимание — это не избирательная направленность на кого-то, а постоянное включение с ним в одно действо. Этот процесс стоит запустить как можно раньше. Многие путают внимание с тотальным контролем. Самое важное — откликаться на просьбы ребенка, сообща решать сложные ситуации, доверять друг другу. Почему бы не позволить ребенку выбрать свой день в неделе — он всегда будет с нетерпением его ждать. В этот день можно побаловать его тем, что он любит как в играх, так и в еде.
Обязательно нужно не только слушать, что говорит и рассказывает ребенок, но и слышать. Процесс общения должен стать особенно интенсивным, когда ребенок начал посещать детский сад или школу. Его повествования о приключениях, наблюдениях, переживаниях — не просто возможность заметить первые ласточки инцидентов, но и выпустить весь негатив через слова.
Каждый человек имеет персональную энергетическую картинку своего мира. Активная фаза ее наполнения приходится на детство, когда все каналы восприятия (обоняние, осязание, обозрение, чувственность и др.) еще не засорены и работают в полную силу. При этом ребенку необходимо делиться с кем-то энергией, которую он получил, чтобы цепочка была полной, а круг замкнут. Если окружающие безразличны к нему, то и посылов нет, руки опускаются, азарт проходит. Агрессия и неуправляемость — худшие варианты данной позиции, однако нередко именно их использует ребенок, чтобы привлечь внимание, причем у многих это срабатывает.
На самом деле, чтобы внимать своему ребенку и понимать его, титанических усилий вовсе не требуется. Совместная работа и заинтересованность делают процесс воспитания незаметным. Дети обязательно возьмут все лучшее из своего детства для построения самостоятельной семьи и поймут, как это важно и нужно обращать внимание на нужды родителей. На этом и строятся настоящие, полноценные и правильные отношения поколений.