Застолье — это неотъемлемая часть любого праздника. Всегда на Руси любили угощаться и угощать гостей, и делали это с размахом и от души. Кажется, что о празднике без алкоголя даже помыслить невозможно. Ан нет.
На вопрос, что делать, если, не дай бог, алкоголь вдруг окажется под запретом, было получено множество разнообразных серьезных и шутливых ответов: «Пить сок, морс, лимонад, настойку собственного производства… чай, сироп брусничный, сок виноградный… медовуху, самогонку, или даже квас сгодится… Кальян, чай и плова тарелку… Скорей бы уже — надоело это поганое бухло… Ааааа, чёрт с ним. Так обойдемся…»
Покуда алкоголь еще разрешен, в большинстве домов новогодний стол ломится от избытка лакомств и яств, закуски и выпивки на любой вкус. Количеством выпитого часто меряется успех праздничного мероприятия. Понятно, что в небольших дозах алкоголь может поднять настроение, снять некоторое напряжение, люди становятся раскрепощенней. Но иногда момент, когда золотые слитки превращаются в черепки, Прекрасная Елена — в захмелевшую Бабу Ягу, а местный Иван-царевич в дышащего перегаром Змея Горыныча, может быть безвозвратно упущен. И тогда дети и малопьющие, оказавшиеся вне круга сакрального единения выпивающих, могут заскучать. Необычные, неестественные интонации и неуверенные движения родителей пугают малышей и напрягают подростков.
Для детей Новый год — часто самый долгожданный праздник. Малыши особенно радуются, если, получив подарки, они могут как большие не ложиться спать и посидеть со всеми за столом. Ну, а если взрослые к тому же позаботились о конкурсах, играх, шарадах для всей компании, то такое событие запомнится надолго.
Раньше ли позже у детей, наблюдающих за веселыми выпивающими взрослыми, может возникнуть вопрос о том, нельзя ли и им попробовать вина или шампанского.
Хотелось бы напомнить, что в детском организме нет фермента, расщепляющего спирты, и алкоголь особенно пагубно сказывается на развитии головного мозга и гормональной системы. В семьях с уравновешенными и гармоничными отношениями у детей даже не возникает вопрос, почему взрослым можно пить то, что запрещено детям. А на праздничном столе у них в избытке есть свои, безалкогольные напитки. Отличным вариантом могут быть молочные и фруктовые коктейли. К тому же, если родители в присутствии детей ведут себя в отношении алкоголя достаточно сдержанно, то он не привлекает и детского внимания: ведь алкоголь — это не символ праздника, а хорошее настроение — результат благополучных отношений и желания радовать других, а не приема спиртного.
Бывает, «продвинутому» или уже «подобревшему» родителю, ошибочно полагающему, что ребенку без алкоголя недостаточно весело, приходит в голову угостить его шампанским. Границы разумного не стоит нарушать в угоду обстоятельствам, ведь дав ребенку разок попробовать алкоголь, не будет причины отказать ему в этом и в дальнейшем.
Говоря о традициях винопития вообще, стоит отметить, что у южных европейских народов физиологически организм развивается быстрее, в нем образуются соответствующие ферменты, поэтому в культуре этих народов — более раннее знакомство детей со вкусом молодых виноградных вин. Для подрастающего поколения в Италии, например, и Грузии сухое молодое вино разводят в кувшине водой, так что содержание алкоголя не превышает 2−4%. Исследователи полагают, что следствием такой традиции является отношение молодежи к вину как к обычному продукту питания, а не как к запретному плоду или атрибуту взрослости.
Еще один пример — эпизод из замечательной книги Ф. Искандера «Детство Чика», когда четырнадцатилетнего героя послали наполнить вином чайник из зарытого в землю кувшина, и он на обратном пути решил попробовать, «отпивая излишек».
«Когда я вошел в кухню, тетка приняла у меня чайник, глубоко заглянула мне в глаза и вдруг улыбнулась.
— Немножко есть? — спросила она понимающе.
— Есть! Есть! — ответил я почему-то восторженно.
— Если хочешь, полежи, — посоветовала она и показала на кушетку… Сквозь закрытые глаза я чувствовал лицом пылание огня и даже как бы видел кожей то сильней, то слабей полыхавшие струи. Потом я вдруг почувствовал, как все стронулось с места и поплыло, как бывает, когда долго смотришь на текучую воду… А потом входит дядя, и дети восторженно бросаются ему объяснять, что я напился, и я слышу его добрую усмешку, слышу, как тетушка поливает ему воду и рассказывает обо мне. И я чувствую какое-то странное удовольствие оттого, что при мне говорят обо мне, думая, что я не слышу…»Реклама
Для северных же, в том числе славянских, народов знакомство с винами лучше отложить на максимально поздний срок, например, лет с пятнадцати-семнадцати. Дело в том, что северный стиль употребления алкоголя, типичный для Скандинавии и России, характеризуется потреблением алкоголя преимущественно в виде крепких напитков единовременно большими дозами. В совокупности с традиционно низким уровнем критичности российских граждан к состоянию собственного здоровья это чревато довольно быстрым формированием алкогольной зависимости.
Поэтому лучше, чтоб ребенок пробовал вино под родительским наблюдением, дома, в очень небольших дозах. И это должно быть именно качественное красное (наиболее безвредное) вино, а не пиво и не шампанское. При этом важно, чтобы взрослые не наполняли бокал даже взрослого ребенка за компанию, без его согласия и решения. А если у подростков затевается вечеринка, во многих случаях целесообразно пригласить компанию друзей домой, тогда меньше вероятности, что процесс празднования зайдет слишком далеко.
В этой связи приятно отметить новую наметившуюся тенденцию. Некоторые представители молодежи вообще не пьют или пьют символически даже во время праздников. То ли умудренные собственным негативным опытом или опытом пьющих родителей, то ли радеющие о своих карьерных планах, то ли вообще последовательно придерживающиеся здорового образа жизни, они могут провести весь вечер практически не притрагиваясь к бокалу, находя удовольствие в том, чтобы просто общаться или танцевать в компании сверстников. Вот замечательный пример для подражания, не правда ли?
Добрых всем праздников!