Кризис чтения (по статистическим данным 2010 года, Россия на 43 месте по качеству чтения) и расцвет одаренности детей оказались сегодня явлениями, тесно связанными.
Развитию детей через воображение способствует чтение ребенку вслух одним из взрослых. Но кто бы это мог быть? В первую очередь, конечно, кто-то из родителей.
Однако в современной ситуации такими взрослыми вполне могут стать мужчина или женщина, организующие новую ячейку общества из неполной (ранее) семьи. Вот несколько практических рекомендаций — как это делать.
Прежде всего, искренне поприветствуйте малыша. Не будет лишним сказать ему еще раз привет, даже если вы уже виделись ранее.
Устраните все возможные помехи, позаботьтесь, чтобы вокруг вас было как можно меньше шума: закройте дверь в соседнюю комнату, выключите телевизор и радио. Если возможно, смените на время чтения комнату — на более тихую. Например, шум ремонта в соседней квартире, к которому вы сами уже давно привыкли, для чтения с ребенком неприемлем.
Подготовка к чтению вслух
Перед чтением старайтесь не переводить ребенка в режим ожидания и тем более не говорить с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.
Перед чтением не игнорируйте предварительную беседу на отвлеченную тему. Предварительное установление контакта — между ребенком и взрослым — очень важно. Но и чрезмерно увлекаться этим тоже не стоит.
Если маленький читатель в хорошем расположении духа и не прочь немного поговорить об игрушках, не стоит его прерывать, но нужно быть осторожным и в поддержании такой беседы: желательно избегать длинных историй, анекдотов и серьезных тем, которые сами по себе могут стать более значительными, чем последующее знакомство с книгой.
Культивируйте в себе терпение и внимание. Когда ребенок комментирует, старайтесь больше слушать, чем говорить, а если случается нечаянно перебить ребенка, обязательно позвольте ему закончить свою мысль.
Старайтесь общаться на литературном русском языке — без сленга, жаргона, разумеется, без бранных слов и слов-паразитов. Во-первых, это вежливо, во-вторых, уместно в ситуации, когда вы мало знакомы с ребенком, в-третьих, важно в педагогических и воспитательных целях, ведь дети — маленькие «попугайчики»: копируют как поведение, так и слова.
Чтение вслух
Читая вслух, практикуйте рефлексивное слушание. Техника рефлексивного слушания (в двух словах) означает перефразирование услышанного в ответной реплике взрослому чтецу.
Кажется, что это необязательно… Однако с учетом индивидуальных особенностей восприятия такая «избыточность» полезна (если не необходима), учитывая невысокую эффективность голосового общения по сравнению с непосредственным чтением.
Рефлексируйте особенно конкретные ситуации, знаковые моменты в повествовании текста.
Завершающая часть сеанса чтения вслух
Заканчивайте коротким резюме по прочитанному отрывку. Это тоже техника рефлексивного слушания, только уже по отношению ко всему прочитанному за один сеанс.
Не забудьте похвалить маленького слушателя, искренне дружелюбно попрощаться с ним и обозначить новую встречу.
Умение читать детям вслух — важный педагогический навык, который необходим как заинтересованному в перспективе всестороннего развития ребенка родителю (в первую очередь), так и педагогу.
Совершенствуйтесь, оттачивайте это умение, и неизбежно получите результат — гармоничное становление личности ставшего теперь уже вашим сокровища.