Еще в 1998 году вступил в силу Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», подписанный Борисом Ельциным, который предусматривает социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений. С годами он претерпел несколько редакций, но своей основной сути не утратил. В частности, интересующая нас тема изложена в его пятой статье и звучит так: «При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности. Выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций производятся за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Российской федерации. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности производятся из средств государственного социального страхования
На сегодняшний день при возникновении поствакцинального осложнения гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия в размере 10000 рублей. В случае смерти, наступившей по этой же причине, члены его семьи получат 30000 рублей. Если вследствие поствакцинального осложнения гражданин будет признан инвалидом, он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей.
Не буду комментировать, много это или мало для пострадавшей стороны. Уже хорошо, что такие компенсации предусмотрены, правда, мало кто об этом знает. В сравнении с американской практикой, где компенсации исчисляются миллиардами долларов, это слёзы, которые вряд ли покроют расходы на лечение. К слову, Закон предусматривает и выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением. То есть за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении один из родителей (законный представитель) или иной член семьи имеет право на 100% оплачиваемый больничный лист.
Но не все так просто. Во-первых, не все осложнения компенсируются. Отдельным Постановлением
2. Тяжелые генерализованные аллергические реакции (рецидивирующий ангионевротический отек — отек Квинке, синдром Стивена-Джонсона, синдром Лайела, синдром сывороточной болезни
3. Энцефалит.
4. Вакцино-ассоциированный полиомиелит.
5. Поражения центральной нервной системы с генерализованными или фокальными остаточными проявлениями, приведшими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также с клиническими проявлениями судорожного синдрома.
6. Генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ.
7. Артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи.
Во-вторых, надо ещё доказать, что у вас осложнения от прививки, а не, скажем, пресловутая ОРИ, которую чаще всего и ставят в медицинскую карту медики. Как бы то ни было, чтобы претендовать на компенсацию, необходимо в любом медицинском учреждении получить справку, подтверждающую факт связи осложнения с проведенной вакцинацией, или иметь на руках заключение независимой экспертизы. И уже с этими бумагами обращаться с заявлением в органы социальной защиты.
Легко ли доказать своё право на компенсацию поствакцинальных осложнений? Судя по сухой статистике, достаточно сложно. Может, поэтому, а может, от незнания законов или нежелания ввязываться в борьбу за своё право (некоторые добавят — из-за редкости случаев осложнений), по официальным данным, в России лишь 105 человек получили право на компенсацию от государства.
Для информации:
В Украине из-за массовых отказов родителей делать прививки своим детям также разработан законопроект, предусматривающий выплаты пострадавшим от вакцинации. Но у него есть свои нюансы. При доказанном факте поствакцинальных осложнений выплачивать компенсации будет то медицинское учреждение, где сделана прививка. Возрастёт ответственность и для родителей-отказников. Если их ребенок заболел в результате отказа прививать, то им грозит наказание вплоть до лишения родительских прав.
С 1977 по 2006 год в России зарегистрировано 77 случаев поствакцинальных осложнений с летальным исходом. А вот мировая официальная статистика фиксирует один летальный случай на 300 тысяч человек.