В школьном возрасте вопрос трансформируется: если ребенок учится на «три», надо ли с этим что-то делать, заставлять ли его учить всю программу полностью?
У каждого возраста есть свои особенности. Если говорить о дошкольном — нужно помнить о еще хрупкой психике ребенка, еще не установившихся психических процессах. Многие родители бросаются обучать детей одному или даже нескольким иностранным языкам, когда ребенок толком не умеет говорить и на своём родном. В итоге развитие ребенка затормаживается — он пытается осознать, что же от него хотят?
Представьте, что вы дали компьютеру два разных трудоемких задания, он пытается их выполнить одновременно и… виснет. Обучение чему-либо в дошкольном возрасте должно соответствовать физическому развитию ребёнка — изучение иностранного языка возможно после изучения родного, когда ребенок сможет говорить и немного писать, обучение письму — не раньше 5−6 лет, раньше просто не формируются нужные для этого мышцы.
Нельзя забывать о здоровье конкретного ребенка: если вы хотите «нагрузить» малыша пока еще не очень посильной для него нагрузкой, обязательно учитывайте особенности его конституции — со слабенькими детьми психологи настоятельно рекомендуют таких экспериментов не проводить.
Но вот ваш малыш пошел в школу, и тут его уже систематически заставляют что-то учить. Когда каждый день он приходит домой с заданиями, родители обязательно должны контролировать их выполнение. Нужно ли ему помогать? Конечно, да, но никогда не делать работу за своего ребенка. Если дано репродуктивное задание (то есть решить задачку по образцу) — при подобной «помощи» он никогда не научится усидчивости и терпеливости; если же творческое — это затормозит в развитии воображение ребенка.
Ребенку нужно прививать именно любовь к учебе. Не думаю, что многие дети в первом классе постоянно хотят учиться — им веселее поиграть, погулять на улице, с друзьями. Поэтому наставления родителей так важны. Ребенок должен привыкнуть к ежедневной посильной работе, сначала небольшой и недолгой, но она должна возрастать по времени с каждым классом.
Наверное, все родители расстраиваются, когда их чадо приносит из школы плохие отметки. С одной стороны это правильно. Ваше расстройство стимулирует ребенка учиться лучше и получать только хорошие отметки, но не может же это постоянно быть только так! Плохие отметки служат сигналом для родителей, что ребенку, возможно, надо хоть немного помочь — больше времени провести с ним, поговорить, почему что-то не получилось, вместе обдумать и подсказать ход решения проблемы.
В младшем школьном возрасте дети охотно рассказывают, что было на уроке и как они получили ту или иную оценку. Плохие отметки сигнализируют еще и о том, сколько негатива получил ваш ребенок. Ведь его это тоже очень расстраивает, он переживает и о своем месте в классе — ведь учитель теперь не считает его лучшим, и как на него посмотрят другие дети?
Если независимо от прикладываемых усилий у ребенка ничего не получается, может наступить апатия к учебе. Поговорите с учительницей, почему она ставит такие оценки, чего, по ее мнению, не хватает вашей девочке или мальчику. В конце концов, это всего лишь мнение, вы можете иметь и другое, но мнение учителя очень важно для ребенка в младшей школе, предвзятое отношение может поставить крест на желании учиться вообще.
Так нужно ли заставлять ребенка учить всё? В младшей школе нужно все-таки стараться это делать, ведь это база знаний на всю жизнь. Учить таблицу умножения — нужно, делать письменные упражнения — нужно. Многие родители советуют даже договориться с ребенком о том, что до 4-го класса он будет учиться, а дальше — как захочет.
Если в средней школе у ребенка не получается учить сразу всё, все предметы, можно попробовать помочь ему. Если с вашей помощью он будет чувствовать себя на уроках увереннее и комфортнее — помогайте, но ни в коем случае не перегружайте ребёнка. Он и так старается изо всех сил.
Не забывайте быть внимательными к своим детям и их проблемам. И помните, что ребенок в 4 года очень сильно отличается от ребенка в 6 или в 8.