Ребенок сползает с дивана с пультом от телевизора в зубах. Лохматый, помятый, с утомленным от лени взором. Уроки, конечно, еще делать не собирался. Обед в холодильнике остался невредим (лень разогреть), съедены сушки-чипсы-семечки (если не лень было открыть пакетик). Портфель из коридора до комнаты донести не успел, переодеться в домашнюю одежду тоже не хватило вдохновения.
Ругать бесполезно. Видимо, лень слушать.
Да и какой смысл? По себе вы знаете, что борьба с ленью — пожизненное занятие. Временами побеждает она, родимая, в какие-то моменты нам удается почувствовать себя на коне.
Ребенку можно только помочь овладеть некоторыми приемами нападения и самозащиты, которыми, само собой, вы неплохо владеете сами.
По ходу дела буду приводить примеры диалогов Ребенка (Р) со Взрослым (В). Одни реплики целиком иносказательные, другие — из жизни дословно.
В: Чем занят?
Р: Ничем…
В: Хорошее дело! Правда! Думаешь, один ты такой на белом свете? Просто не умеешь ты правильно лениться! Да, это тоже надо уметь. А что тут странного? Все поколения людей только и думали, как бы поменьше работать. И я не исключение. И папа. Да что говорить — редкий гений русской литературы не гордился своей ленью, не воспевал ее в прозе и стихах! Вон, кстати, полное собрание сочинений одного из таких лентяев.
Р: Да когда ж он столько написал?
В: Ну… Иногда ему было лень бездельничать.
Изучаем теорию
Начинаем издалека — с братьев наших меньших. Достаточно про любого животного документальный фильм посмотреть, чтобы понять, что царство лени все живые существа покидают только по очень уважительной причине — из-за голода, например. Но лучшие в своем деле, естественно, ленивцы. Купите диск и посмотрите фильм вместе с ребенком. Гарантирую, получите море удовольствия!
Вот висит на ветке спиной вниз это забавное существо с расплющенной глупой мордочкой. Неторопливо, как в замедленной съемке, вытягивает шею, лениво жует листик. Спит по 15 часов в сутки. В его длинной, свисающей со спины шерсти, в тепле и сырости живут маленькие водоросли и выводятся бабочки. Пару раз в месяц (чаще, видимо, лень) ленивцы спускаются к основанию «кормящего дерева», чтобы коллективно опорожнить кишечник, пообщаться, сыграть ленивую свадьбу, после которой у самки появляется преленивейший детеныш.
Еще интересно, что часть черепной коробки у ленивцев абсолютно пуста. Там нет мозга! Не от лени ли…
В: А ты бы сколько смог прожить жизнью ленивца?
Р: Ну… Скучно ему, небось, так висеть целый день. Я-то весело люблю лениться!
После просмотра такого фильма у всех поколений зрителей возникает желание немножко поработать.
Личный кабинет
Про организацию рабочего места много сказано у каждого детского психолога. Да, это очень важно. Конечно, выделить отдельную комнату ребенку можно не всегда, но хоть как-то обозначить зону для занятий нужно обязательно.
Тут одним на всех советом не обойдешься. Часто рекомендуют оградить рабочее пространство комнатными растениями, обозначить картами или репродукциями на стене, снабдить дополнительным освещением, поставить цветовые акценты в декоре.
Главное, чтобы сама рабочая зона настраивала на серьезную волну. Определите для каждой вещицы достойное место, чтобы легко было поддерживать порядок, поощряйте попытки ребенка создавать собственное уютное гнездышко.
В: Зачем тебе этот пластмассовый стакан с тиграми? Мы ничего не собирались покупать!
Р: Мам! Мне нужно, чтобы фломастеры стояли отдельно от цветных карандашей! А этот ежик будет держать листочки для черновиков. Смотри, как удобно!
«Выкраиваем» время для Лени
Имеет ли смысл объяснять младшему школьнику (да и подростку) про постановку целей в жизни, про то, что надо использовать каждую минуту для самосовершенствования и получения знаний? Может, конечно, каким-то родителям это удается, просто мне они не повстречались.
Согласна с мнением большинства родителей — у ребенка обязательно должна быть дополнительная нагрузка в виде музыкальной или художественной школы, танцевальной или вокальной студии, кружков рисования или моделирования, спортивной секции. Что-то, ради чего имеет смысл выполнить домашние задания быстро, не растягивать на семь-восемь часов.
Чем насыщенней событиями день ребенка, тем более организованным он становится.
Не стоит бояться больших перегрузок! Смена деятельности только поможет переключиться и отдохнуть активно, а уж пассивному отдыху всегда найдется почетное место в новом распорядке дня.
В: Слушай, так хочется, чтобы у тебя сегодня было время от души полениться… Сделай все уроки до футбола, посвятишь любимому «делу» пару часов до сна.
Р: А ты точно не заставишь английский повторять?
В: Нет, конечно, ты и английский успеешь сейчас!
Если в этот день дополнительных занятий нет, устраиваем небольшие торги на бирже времени.
В: Иди-ка поленись минут 25, потом за уроки.
Р: Ну!!! Это очень мало! Дай хоть полчаса, и я сразу начну!
Задаем правильные вопросы
Прием простенький, да почему-то действует он не только на младших школьников. Смысл в том, чтобы в вопросе было слово «или», а ответ вообще не предполагал бездействия.
В: Ты сначала математику сделаешь или выучишь стихотворение?
Р: Э… А можно первым сделаю русский? Там мало и очень легко.
Видеть все, видеть сразу
Это должно войти в привычку с первого класса. Прежде чем браться за уроки, нужно выложить все учебники и тетради на стол, открыть на нужных страницах, прикинуть время, которое придется потратить на выполнение каждого задания.
В первое время без помощи родителей, конечно, не обойтись. Проговаривайте вслух свои предположения о временных затратах, учите составлять план.
Видеть весь объем работы просто необходимо. Это помогает ребенку быстрее мобилизоваться, правильно распределить силы и время.
Р: О… Как много! Еще и стихотворение наизусть… Я не успею отдохнуть!
В: Да, много. А что, если мы сделаем копию странички учебника, и ты будешь учить Пушкина в ванне с пеной?
Вычеркиваем!
Зачеркнуть в списке необходимых дел завершенные — необыкновенно приятно! Помогайте ребенку контролировать время, которое он отводит на выполнение того или иного задания, радуйтесь опережению графика (без ухудшения качества выполнения, конечно). Вносите в план и несколько приятных переменок.
В: У тебя скоро чаепитие со сладкими булочками?
Р: Нет! Это после риторики! А сейчас я по плану на диване 15 минут прыгаю!
Р: Уже можно отдыхать? А чем мне заняться?
В: О-о-о-о-ох…
Предположим, настало долгожданное время ничегонеделания. Как известно, красавица-лень у взрослых и детей выглядит по-разному. Ребенок редко восстанавливает силы, лежа на диване. Он все время пытается найти себе развлечение.
В детстве, помню, после каждого показа по телевидению фильма «Робин Гуд», все мальчишки мастерили лук и стрелы. На современных детей ежедневно обрушивается мощный информационный поток, а найти увлечение, как ни странно, им гораздо сложнее.
В: Чем займешься, придумал? Попробуй найти себе ленивые «дела», которые никак не связаны с компьютером и телевизором.
Р: И с телефона в Интернет нельзя? А что тогда делать?
А правда… Что делать? XXI век принес новые стандарты. Дети практически не гуляют в компании сверстников во дворах, а увлечься творчеством, моделированием или, к примеру, чтением книг без активного участия взрослых тоже не получается.
Конечно, всем нам хочется отдохнуть после работы, позволив ребенку затянуться на пару часов в компьютерную игру. Или… Не лениться!
Но это уже совсем другая история…