И начинается «затягивание гаек». Составляется расписание дня, которое подлежит неукоснительному исполнению. Строго по часам подъем, одевание, умывание, завтрак, учеба
Считается, что таким образом дети приучаются к дисциплине и послушанию, что у них появляется стремление к цели (еще бы, не доберешься до поставленной родителями цели — накажут). Ну и, конечно же, строгость призвана воспитывать уважение к старшим, в частности — к родителям.
Ни один шаг ребенка при такой системе воспитания не является полностью самостоятельным. Он всегда под контролем, всегда под присмотром. Каждый его приятель изучается чуть не под микроскопом: мало ли, вдруг этот «друг» занесет заразу вольнодумства, научит неуважению
В общем, вся жизнь ребенка проходит под девизом «Не уставай, бия младенца». Играл в снежки и разбил окно — наказание. Играл в снежки и промочил ноги — наказание. Играл в снежки и пришел домой на пять минут позже предписанного времени — наказание. И так далее, до бесконечности. Строгость, строгость и еще раз строгость. Ни малейшего послабления, ни на секунду. Чтоб чего не вышло. Чтоб все было по плану.
Вот только результаты подобного воспитания чаще всего далеки от поставленных родителями целей. Отлично на эту тему сказано в милейшем телеспектакле «Малыш и Карлсон» (1971 г.).
Фрекен Бок, рассказывая об успехах на ниве воспитания детей, приводит в пример своего племянника Рудольфа (Рулле), который, как известно, стал вором:
А затем Рулле рассказывает своему приятелю Филле о том, как его воспитывали: «Если б ты знал, какое у меня было детство… Тетушка фрекен Бок с утра до вечера мне твердила: „Это нельзя, это нельзя“. Все нельзя! Тогда я стал врать. Тогда я стал делать все потихоньку: потихоньку ходить в кино, потихоньку таскать деньги из ее сумки, вся моя жизнь стала потихоньку, потихоньку, потихоньку… Она украла у меня детство!»
Одна женщина, которую в детстве жестоко наказывали и унижали за малейшую провинность, причем наказания преподносились под соусом: «Мы же тебя любим и хотим, чтобы ты выросла настоящим человеком!», рассказывала: «Когда я была маленькой, то по ночам лежала и ненавидела. Воображала, что встаю, беру на кухне самый большой нож и убиваю им всех. Всех-всех! Маму, папу, бабушку, сестру!». Кстати сказать, бабушка и сестра не имели никакого отношения к наказаниям, однако в представлении ребенка они являлись неотъемлемой частью семьи, родителей, а следовательно, подлежали уничтожению.
Дети, которых воспитывают в излишне строгой атмосфере, становятся похожими или на «киношного» Рулле, или вот на эту женщину. И иногда целая жизнь уходит на то, чтобы справиться с этой глубинной ненавистью, с желанием делать все наоборот, в противовес любым рекомендациям (например, стоит непременно украсть, если уверяют, что воровать нехорошо).
Самое худшее, что ненависть распространяется не только на членов семьи. Человек не может любить и себя тоже, не верит в то, что к нему хоть кто-то может испытывать добрые чувства. В самом деле, если он такой плохой, как уверяют родители, то за что же его любить? Таких не любят… И разрушительная ненависть не только к окружающим, но и к себе, ломает всю жизнь.
Рассуждая о необходимости строгости вплоть до физического наказания, современные родители не забывают упомянуть о различных соблазнах современного мира. Порнография, наркотики, алкоголь, культ денег
Подобное мнение тесно связано с другим заблуждением: дети — это почти что животные, они еще не умеют думать самостоятельно, различать плохое и хорошее. Воспитательный процесс во многом подобен дрессировке, вырабатыванию условного рефлекса. То есть, за каждым проступком должно следовать наказание так же неотвратимо, как удар током по собачьей лапе при нажатии на неправильную кнопку.
Но доказано, что мыслительные процессы начинаются даже до рождения ребенка, еще в утробе матери. Нерожденный младенец уже чувствует, мыслит, оценивает окружающее. Собственно говоря, об этом было известно с древних времен, недаром ведь будущим матерям не позволялось смотреть на различные уродства, в некоторых культурах запрещалось даже приближаться к животным — наши предки беспокоились, чтобы ребенок не получил превратного представления о мире, воспринимал с первых секунд своего существования только положительное.
Воспитание, основанное на дрессуре, выработке условных рефлексов, практически без обращения к разуму (шалость-наказание), не приносит положительных результатов. Ребенок, воспитываемый таким образом, по большей части даже не понимает, в чем виноват, лишь тупо заучивает ситуации, которых допускать нельзя. То есть, бить стекла нельзя исключительно потому, что за это наказывают. Отсюда только полшага до вывода: если о битье стекол никто не узнает, то и наказания не будет. Следовательно, бить стекла можно, но так, чтобы об этом не узнали.
Только не нужно думать, что строгость в воспитательном процессе вообще не нужна. Нет, разумная доля просто необходима. Иначе ребенок будет расти в атмосфере вседозволенности, что тоже недопустимо. Но во всем нужна мера — и в демократичности, и в строгости. Простой пример: нужна ли соль при приготовлении пищи? Нужна! Но если в кастрюлю с супом вместо щепотки соли бухнуть сразу пачку, то этот суп однозначно будет несъедобен.
А уж тем более не следует путать строгость с жестокостью. Воспитательный процесс — это в первую очередь обращение к человеческому разуму. Это объяснение «что такое хорошо, а что такое плохо», а не дрессура. И уж тем более — не унижение. Воспитать человека жестокостью и унижениями невозможно. Как сможет уважать себя тот, которого с детства приучили, что он недостоин уважения? И как он сможет уважать других?
Дорогие родители! Дети, конечно, вовсе не маленькие ангелочки, с которыми никогда не бывает никаких проблем. И бывают ситуации, когда ребенка приходится наказывать. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы мера наказания соответствовала проступку. И отмерять наказание следует еще тщательнее, чем пряности при приготовлении пищи. В случае пересоленного супа максимум, что вам грозит — вы останетесь без горячего обеда. В случае же превращения воспитательного процесса в дрессировку дикого животного вы рискуете искалечить не только жизнь собственного ребенка, но и свою собственную.
Любите детей, уважайте их — и вы не ошибетесь в балансе либерализма и строгости.