Красивая природа, теплая солнечная погода и обилие фруктов создавали какую-то особую атмосферу. Жили мы на даче наших друзей, она была расположена километрах в пятидесяти от Кишинева.
На выходные наши друзья приезжали на дачу всем семейством, и мы наслаждались общением, замечательными молдавскими винами и национальной кухней. Жена хозяина дома Михая — Аурика — была отменной хозяйкой.
Как-то в один из таких вечеров мы разговорились о цыганах, коих в тех местах проживало достаточно много, и наши гостеприимные хозяева рассказали много интересного из их жизни и быта. Больше всего мне запомнился их рассказ о традиционной цыганской свадьбе.
Ляля родилась и выросла в многодетной цыганской семье. С младых ногтей она помогала матери управляться с малышами, работала по хозяйству, а с 10 лет мать стала брать ее «на работу».
Ляля ходила с матерью и ее товарками по базару и улицам, где те искали клиентов, чтобы погадать. Этому искусству Ляля была также обучена с детства. Ее отец где-то периодически работал, но основной кормилицей в семье была мать.
Когда Ляле исполнилась 15 лет, она превратилась в стройную черноокую красавицу. Однажды в субботний летний день к ним нагрянули нежданные гости с бутылкой вина и хлебом на подносе, который был накрыт платком. Мать сразу смекнула, что в дом пожаловали сваты. Ляля и другие дети быстро покинули залу. Гостей пригласили за стол, между ними и родителями Ляли началась неспешная беседа.
Прежде чем заговорить о деле, цыгане пожелали хозяевам и всей родне счастья и здоровья. Потом были произнесены главные слова: «Мы хотим с вами породниться, чтобы наши дети сблизились, чтобы ваш род не остановился, чтобы наш род не остановился».
Они пришли посланцами от весьма зажиточной и уважаемой семьи, которая имела богатый дом с коваными решетками на окнах и машину. Семья присмотрела невесту для своего 19-летнего сына Романа, ею оказалась Ляля. Теперь в ходе переговорного процесса сватам и родителям предстояло договориться о стоимости выкупа невесты и прочих деталях. Сваты-мужчины торговались очень аккуратно, чтобы не обидеть родителей невесты.
Через пару часов ударили по рукам, за невесту обещали уплатить двухлитровую банку золотых украшений. Это была плата за то, что из дома забирают работницу, которую много лет воспитывали родители. На стол поставили бутылку вина, с хлеба сорвали платок и отпраздновали договор. Потом пригласили в комнату Лялю и ей объявили, что она просватана. Ляля ничего не спросила, только щеки ее зарделись от смущения, и она выбежала во двор. Спрашивать о женихе было бесполезно, родители так решили, значит, она должна выйти замуж. Так выходили замуж ее бабушка и мама. Таков цыганский обычай.
Свадьба была назначена через месяц. Свадьба — самое важное событие в жизни цыган. На нее обычно приглашают только родственников и самых близких друзей. Попасть на такую свадьбу постороннему человеку практически невозможно. Следует заметить, что родители жениха почти с самого рождения сына начинают копить выкуп за будущую невесту. Все свадебные расходы, однако, оплачивает отец невесты. На свадьбу приглашаются ближние и дальние родственники, которые приходят на праздник с детьми. Только самые маленькие остаются дома. Все гости приносят на свадебный пир только цветы, и никаких подарков.
Ляля и Роман впервые увидели друг друга только в день свадьбы. Невеста была в белом пышном платье, волосы распущены, сзади прически прикреплена фата. По обычаю молодые не должны были смотреть друг на друга, и разговаривать им тоже не полагалось. За накрытыми столами отдельно сидели мужчины и женщины, играла музыка. Согласно обычаю, невеста должна была потанцевать с каждым из гостей, но не со своим женихом. Родители невесты показывали гостям, какое приданое они дают за дочкой.
Через несколько часов застолья должно было произойти очень важное свадебное событие. Невесте необходимо было «доказать свою невинность». Для этого молодых проводили в отдельную комнату. Их сопровождали две старшие женщины из обоих семейств, чтобы не было обмана. Через несколько часов эти женщины появились в зале, неся поднос, на котором среди цветочных лепестков лежало «доказательство невинности» Ляли — рубашка с пятном крови. Женщины стали передавать друг другу этот «сувенир» и танцевать с ним. Теперь можно было считать, что свадьба состоялась. Вскоре открылась дверь, и появились молодые. На женихе вместо светлого костюма был черный, на невесте было надето красное платье, волосы были собраны в узел. Теперь она была замужней женщиной, и могла распустить свои волосы только перед мужем.
Пришло время накрывать дарственный стол — различные горячительные напитки, фрукты, сладкое. Гости должны были что-нибудь купить с этого стола. Например, цена рюмки водки могла достичь нескольких тысяч рублей, можно было заплатить золотом. Скупиться на покупки с дарственного стола не принято, ибо только таким образом гости могут поблагодарить за приглашение на свадьбу и одарить молодых.
Цыганская свадьба обычно справляется несколько дней. Если молодые хотят узаконить свои отношения официально после цыганской свадьбы, то они могут это сделать в загсе. Но не наоборот.
А многие предпочитают обходиться традиционным свадебным обрядом без официоза. От себя могу добавить, что время вносит свои коррективы и в устоявшиеся национальные обряды цыган. Сейчас уже можно встретить цыганские пары на лимузинах, украшенных цветами и куклами.
Тем не менее, цыганский народ сумел сохранить свой язык, традиции и обычаи на протяжении многих веков. Разводы в цыганских семьях — большая редкость.
Если же такое случается, то женщина покидает дом мужа только с теми вещами, с которыми она пришла.