Темнота
Матчасть
Страх темноты универсален — он может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Этот страх — отражение и продолжение страха смерти, страха перед небытием (ведь в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть). Это — страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным.
Очень часто страх темноты тесно связан со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что они живут там и от них невозможно защититься.
Кроме того, темнота — это атрибут ночи, а ночью ребенок наиболее уязвим: силы организма минимальны, и он находится в наиболее «угрожаемом» положении, ведь все вокруг спят и защитить от опасностей не могут… Включается «генетическая память» о ночной темноте как о наиболее опасном времени для поколений наших далеких предков, когда дикие звери чувствовали себя хозяевами ночи, а люди были беспомощны.
Что делать и чего делать не следует?
Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, запирая одного в темной комнате, это прямой путь к возникновению неврозов и генерированию новых страхов — боязни замкнутого пространства, к примеру. Даже если проступок ребёнка кажется вам ужасным — выберите более гуманное наказание.
Вечером же, укладывая малыша, постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был максимально комфортен, чтобы ребенок не был перевозбужден, в комнате горел ночник и засыпание происходило не в одиночку. Почитайте малышу добрую сказку (без чудищ, опасных ситуаций, ссор, угроз
Огонь
Матчасть
Люди до некоторой степени все же являются животными, хотя и сильно «продвинутыми», поэтому страх перед огнем — символом опасности, атрибутом стихийных бедствий и катаклизмов, с которыми не совладать, записан у нас, что называется, «в подкорке». Этот страх — конструктивный, поскольку он предохраняет ребенка от реальной опасности.
Однако если малыш столкнулся с реальной психотравмирующей ситуацией — стал свидетелем пожара или сильно обжегся, возможно закрепление этого страха и «разрастание» сверх всяких разумных пределов, когда дитя вздрагивает всем телом даже при виде зажигалки.
Что делать?
Спокойно и наглядно объяснить, что огонь в умелых руках — это добро и польза. Да, это и вулкан, и пожар — но ведь это одновременно и костёр, у которого так здорово греться или петь песни, и огонь на плите, на котором можно приготовить вкусный ужин, и маяк, чтобы не заблудиться в темноте и найти дом…
В сложных случаях оптимальным вариантом будет обратиться за помощью к детскому психологу.
Смерть
Матчасть
Страх смерти — главный страх детей старшего дошкольного возраста. Он появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне. Это — отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих — пусть и в далеком будущем — перемен: взросления, старения, исчезновения.
Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. В этом возрасте дети задают вопросы, как долго они проживут, это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь, а когда я вырасту, то изобрету такое лекарство, чтоб мы с тобой жили всегда!»
Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает его, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. Отсюда и появляется собственно страх — как невозможность избежать неизбежного.
Малышам снится, что они умерли, снятся похороны (в особенности, если ребенок видел их наяву), снятся опасные ситуации, связанные со смертью: «Меня съел тигр», «Убили бандиты»
Чуть позже начинают сниться сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных: ребенку может присниться, что умер кто-то из родителей (отголосок страха потери матери в первый год жизни), снятся уже умершие родственники. Не всегда эти сны действительно страшные (с умершим дедушкой ребенок может вполне мирно беседовать во сне) — пугает сам факт общения с потусторонним миром.
В связи со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (пожаров, ураганов, наводнений
Что делать?
Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая от непосильных для
Спокойно говорите с ребенком о том, что, хотя смерть и случается со всеми людьми, однако будет это еще очень-очень нескоро, и ребенок, и его родные проживут вместе еще множество долгих и счастливых лет. А болезни совсем не означают непременной кончины (приводите ребенку конкретные примеры: «вот дядя Миша болел недавно — но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты — и все прекрасно живут-поживают дальше»).
Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже любимого домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.
Страх «несоответствия»Реклама
Матчасть
Это — последний из наиболее значимых детских страхов, и характерен он преимущественно для школьников.
С поступлением в 1 класс для подрастающих ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников, а также соответствовать требованиям взрослых (родителей и преподавателей), то есть — адекватно освоиться с новой для себя социальной ролью ученика, школьника. А для детей, не посещавших сад, новой будет и роль члена детского коллектива.
Если коротко, то в дошкольном возрасте преобладают страхи, основанные на инстинкте самосохранения, а в школьном — страхи «социальные». Поэтому становится ясно, насколько уязвим «переходный» возраст — 7−8 лет, когда еще есть первая группа страхов и уже есть вторая.
Ребенку теперь хочется уважения, понимания, он стремится получить определенный социальный статус (скажем, быть лидером или хотя бы не стать «лузером» — в зависимости от уровня притязаний). Кроме того, в этом возрасте уже сформирована совесть, и это также может быть дополнительным источником тревог и страхов — опоздать на урок, не выучить и получить двойку, «подвести» в чём-то класс
Что делать и чего делать не следует?Реклама
Как поступать со страхами, характерными для дошкольного периода, мы уже подробно разобрались.
Что же касается «социальных» страхов младших школьников, то здесь важно соблюсти баланс и не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью, не «придавить» его виной в случае неудач — но и не способствовать формированию безответственного характера: в попытке «не пережать» родители иногда получают чадо, начисто лишенное совести, живущее под девизом «нет проблем».
Перед поступлением в школу не стоит нагнетать обстановку и рассказывать ребенку об обилии его будущих обязанностей, о том, насколько они важны, и не живописать, что с ним будет, если он не справится. Не надо обсуждать с ним и при нем недостатки преподавателей и администрации, не стоит делиться с ним «жуткими» историями из собственного детства. Словом, ваша задача — не сформировать у маленького ученика представление о школе как о неотвратимом кошмаре, от которого никуда не деться в ближайшие 11 лет.
Не нацеливайте ребенка непременно на одни пятерки, не требуйте от него «звезд с неба». Завышенные притязания родителей ведут к тому, что ребенок испытывает дополнительный страх — им не соответствовать, а если эти завышенные притязания впитал уже и сам ребенок — это ведет к дезадаптации в школьном коллективе: задавак с претензиями не любит никто.
В случае неудач — не ругайте сына или дочку, не запугивайте двойками. Лучше разберите ситуацию, по возможности помогите, расскажите о том, что и у вас бывало не все гладко, и обязательно — как вы сумели все же справиться. Ребенок должен понимать, что вы — его надежный тыл, что всегда его поддержите и поймете, что не он один имеет подобные проблемы.
И главное, что выход всегда есть.