Провокация предполагает обман и подвох, совершенно не сочетаемые со смыслом, заложенным в слове «родители». И тем не менее в детско-родительских отношениях провокации присутствуют в большом количестве. Конечно, речь не идет о том, что родители сознательно желают зла своему ребенку. Хотя иногда доводящие до слез своего ребенка различными оценочными и провокативными высказываниями родители считают, что помогают ему стать сильнее, выносливее и тверже.
Рассмотрим наиболее типичные формы и случаи такого провокативного родительского поведения.
Провоцирование детской ревности
Начнем с того периода времени, когда ревности еще нет, потому что нет пока младшего брата или сестры, с того периода, когда ребенка обычно начинают морально готовить к рождению малыша.
В тот период времени ребенку часто доводится слышать фразы: «Ты просил братика, мы с папой родим для тебя братишку». Ребенок слышит нечто подобное на протяжении нескольких месяцев — братик для тебя. Однако как обычно развиваются события, когда новорожденный появляется дома? Для кого он, оказывается? Мало того, что он вовсе не для старшего, так теперь, оказывается, вся семья — для этого свертка. Все общее внимание ему, мама все свое время проводит с ним, родственники и друзья, которые приходят в гости, сразу же бегут к кроватке, зачастую игнорируя старшего абсолютно. Теперь дома нельзя бегать, нельзя кричать, играть в веселые шумные игры, когда он спит, все должны ходить на цыпочках… Разочарование полное. Хотя «подготовительная» фраза обещала совсем иное развитие событий.
Еще одной распространенной «подготовкой» являются вариации на тему: «Вот родится братишка, будет с кем тебе играть! Будет тебе друг-приятель!» Произнося эти слова, взрослые зачастую почему-то забывают добавить, что произойдут декларируемые события далеко не сразу, а спустя довольно продолжительное время, зачастую сопоставимое со сроком жизни слушающего эти слова ребенка.
Иногда родители в воспитательном запале говорят вовсе недопустимые вещи. Например, беременная мама, желая приструнить расшалившегося ребенка, может сказать что-то вроде: «Какой ты непослушный! Вот родится братишка, он совсем не такой будет! Он будет маму любить и слушаться!» Ребенок еще не родился, а дети уже сравниваются.
Какие выводы может сделать ребенок, который слышит такое высказывание в свой адрес? Во-первых, мама считает, что я плохой; во-вторых, она меня не любит; в-третьих, получается, что я не люблю ее, если не слушаюсь; в-четвертых, она больше любит того, кто сидит у нее в животе… Этот перечень неутешительных выводов можно продолжить. Самое неприятное для ребенка в этой ситуации то, что он никак повлиять на нее не может: его противника в этом сравнении пока даже не существует, он единое целое с мамой, его образ — плод маминой фантазии. Мама не может знать, каким будет ее еще не рожденный малыш, и уж тем более не может знать, насколько он будет превосходить того, что уже родился и растет. Значит, мама под влиянием благих побуждений обманывает и обижает своего ребенка, провоцируя его не любить своего сиблинга.
Следовательно, проведенная таким образом «подготовка» к рождению малыша вместо выполнения своей задачи провоцирует ту самую детскую ревность, с которой вроде бы призвана бороться, программирует ее в подсознании и влечет за собой негатив во взаимоотношениях детей на долгие годы.