«Изначально мужчина и женщина были сотворены не такими, каковы они сейчас, — это было существо единое, но с двумя лицами, глядевшими в разные стороны. Одно туловище, одна шея, но четыре руки и ноги и признаки обоих полов. Они словно срослись спинами. Однако греческие ревнивые боги заметили, что благодаря четырем рукам это существо работает больше, а на четырех ногах можно и долго стоять, и далеко идти. Но самое главное — ни в ком оно не нуждалось. И Зевс, верховный олимпийский Бог сказал тогда: „Я знаю, как поступить, чтобы эти смертные потеряли свою силу“. И ударом молнии рассек существо надвое, создав мужчину и женщину.
Современными социологами был описан вид людей, не ищущих себе пару. Их называют синглтонами — от singleton (англ.) — одиночка. И они считают себя целыми.
Кто эти люди, предпочитающие оставаться в одиночестве? Эгоисты? Несчастные и разуверившиеся в любви? Или самодостаточные личности?
Синглтоны — люди, которые сознательно отказываются от брака и семьи, чтобы жить в своё удовольствие. Основную часть этого социального явления составляют личности вполне самостоятельные, строящие свою карьеру, занимающиеся творческим и интеллектуальным развитием.
Одиночки относятся к среднему и высшему классу, хорошо зарабатывают и, по мнению исследователей рынка, тратят гораздо больше денег на себя, чем люди семейные. Подсчитано даже, что синглтоны чаще совершают покупки, желая скорее побаловать себя, становятся потребителями элитных вещей. Поощряя, таким образом, свою личность. Они очень разборчивы и если покупают брендовые вещи, то только по причине того, что те им подходят.
На Западе примерный возраст синглтонов мужчин — 35−40 лет, женщин — от 40 лет, у нас в России «одиночки» помолодели: им от 25 до 40 лет.
Марк Сандомирский, психотерапевт Европейского реестра, ведущий сотрудник ИГИСП, к.м.н., автор учебника «Психология коммерции» говорит о синглтонах как об одиночках по жизни: «Это человек, который отказывается от создания семьи и живет ради себя самого — иными словами, семья которого состоит… из него одного. Нужно подчеркнуть, что от связывания себя узами брака (даже гражданского) синглтон отказывается, по сути, добровольно. Причем это не обязательно происходит сознательно. Он может оставаться одиноким неосознанно, потому что где-то в глубине души просто боится брать на себя ответственность за других людей, за семью. В этом случае всегда «находятся» жизненные обстоятельства, оправдывающие одиночество.
— В поведении такого человека прослеживаются черты инфантильности — «детский» эгоизм («все мои желания должны удовлетворяться») и эгоцентризм («я — в центре внимания»)"
Безусловно, «одиночек по жизни» можно разделить на несколько групп:
1. Очень занятые персоны — бизнесмены, менеджеры среднего звена, художники. Как правило, они много времени уделяют своей работе, творчеству, увлечены собственным бизнесом, развитием своих талантов. Это эрудированные личности, зачастую они имеют по 2 высших образования, говорят на нескольких иностранных языках, любят путешествовать. С удовольствием посещают рестораны, выставки, театры. Они не хотят нарушать сложившийся с годами образ жизни и жертвовать своими интересами ради создания семьи.
2. Люди, пережившие сильное разочарование в партнёре или потерю близкого человека. К ним относятся разведённые, вдовцы и матери-одиночки, они сознательно решили продолжать жить в одиночестве в силу своих личных, часто глубоко подсознательных причин. Проблема в том, что образ жизни матерей-одиночек и разведённых является неудачным примером социального поведения, который, как правило, перенимают их дети.
3. Эгоисты — избалованные «взрослые дети». Они живут только ради себя и для себя. Могут долго оставаться «взрослыми детьми» и сидеть на шее у родителей. Нигде не работают. Ведут праздный, клубный образ жизни. Часто их называют «золотой молодёжью». У этих людей порой нет каких-то серьёзных чётких жизненных целей, они прожигатели жизни и существуют сиюминутными желаниями. Возможно, к 30−40 годам они придут в себя, но как это изменит их жизнь?
Социологи сводят всю проблему появления «одиночек» только к потребительскому рынку. Изучая покупательскую способность синглтонов, они пытаются вывести их в отдельную категорию особо разборчивых и капризных потребителей товаров и услуг. Но ведь речь идёт не о потребительском рынке, а о кризисе семьи. И появление синглтонов отнюдь не улучшает демографическую ситуацию в стране.
Существуют два вида любви: любовь и эгоизм. Одиночкам проще поверить, что нет в поле их зрения достойных партнёров, чем сосредоточиться на поиске. Они лишены той гибкости, которая учит принимать людей такими, какие они есть, прощать чужие ошибки.
Синглтоны рассуждают следующим образом: «Отношения — тяжелый труд, а толку, как правило, нет, только нервы тратить и себя, и эмоции» (авт. примеч.: из одного дневника в ЖЖ). Означает ли это, что поколение синглтонов — «поколение потребителей» — посвятивших свою жизнь пустому потреблению товаров и услуг?
И тут вспоминается один рекламный ролик, который в своё время показывали по телевизору: «Вещи не умеют любить! Подарите свою любовь живым людям!».