Другой крайний случай. Гимназия — куда еще возить нужно за тридевять земель, а забирать строго вечером, после хореографии, трех языков, спортивной секции и еще парочки незатейливых или затейливых кружков. Так и вспоминается стишок Агнии Барто (ставший когда-то и детской песенкой с помощью С. Прокофьева):
Драмкружок, кружок по фото
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…
И возвращаются эти мамы (бабушки, гувернантки, папины шоферы) из таких гимназий с детьми домой по вечерам. Один ребенок радостно скачет, никакой усталости, другой смотрит зверенышем — почти повсеместная сцена вечернего города. Нет, не обязательно так пафосно — иногда мамы-бабушки сами измучены после всех своих дел и работ. И поэтому часто ребенок бежит или бредет один из разных школ, секций и кружков, с полным осознанием того, что:
…У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Справедливости ради надо сказать, что большинство детей вполне справляется с нагрузками, учатся организовывать свое время, в том числе и манкируя некоторыми делами-обязанностями. Им не нужны тренинги, сама жизнь заставляет выделять важное, распределять необходимое, отбрасывая частенько то, что представляется ненужным.
Но одно дело — списать разок биологию (химию, физику), не выучить историю. Другое — за множеством дел забыть поздравить бабушку с днем рождения (или поздравить запоздало). Совсем другое дело — не посмеяться над мультиками вместе с младшим братом или не помочь собрать невиданный урожай яблок на даче.
Извечный конфликт интересов. Иногда конфликт неразрешимый. И самое любопытное — чаще всего такое происходит, когда выбор за родителями, не за ребенком. Амбиции родителей — сильнейшая движущая сила цивилизации… А иногда — и детских неврозов…
Бывает и такое несчастье — ребенок выказывает замечательные способности практически во всем. Мужественно стараемся развить все, с легкой надеждой, что когда-нибудь необходимость хоть в чем-то отпадет сама собой.
И отпадает. Сначала драмкружок, потом фото, потом бокс или восточные единоборства, остается что-то одно (или не остается ничего), и тогда все вздыхают с облегчением: сделали все, что могли. И дальше уже — как будет, как получится. А ведь как часто то, что было «увлечением с небольшим обучением» становится основной профессией!
Эта умильная картина вырисовывается, конечно, только там, где есть подобные возможности — школы, секции, кружки, наконец, просто энтузиасты. Где есть города, где доступная оплата, где есть само желание родителей.
Все же дело это доброе — попробовать и прикоснуться, не важно — пусть ненадолго, пусть маленьким увлечением. Ничего не проходит зря. Не говоря уже о том, что «уличные университеты» нынче чреваты всякими неприятностями. В конце концов, если «крошка-сын» будет просто помогать отцу что-то починить, а то и построить — тоже очень большое дело. Настоящее.
А напоследок (или совсем не напоследок, а в продолжение)… Самое интересное начинается тогда, когда желание «Хочу все знать!» возникает вдруг во вполне зрелом возрасте. А ведь это тоже — признак нашего времени. Жажда новых знаний и умений, участия в каких-то процессах и даже признания в неожиданных сферах деятельности у взрослых людей наблюдается сейчас в самых разных странах и в самых разных слоях общества.
Кто-то просто остается на всю жизнь любознательным человеком, многие хотят сменить профессию или увлечены чем-то без меры, или «добирают» то, что не случилось в детстве. Бывают случаи не только милые или трагикомичные, напротив, возможен и неожиданный успех там, где никогда и не предполагалось.
И все же, если вдруг становится «тесно» в одних каких-то рамках, и есть время и возможности — может, есть резон и попробовать себя «в кружках». Правда, специалисты по тайм-менеджменту в роли стихотворной Марьи Марковны все равно обязательно что-нибудь посоветуют: не разбрасываться, четко выбрать и строго следовать:
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну почему только один? Ведь так трудно выбрать! А если есть силы? А если появляется время, хотя самое время ему не появляться, а исчезать…
Жалко все же, что жизнь у каждого из нас — в единственном числе. Что бы там ни говорили. Да и как успеть прочитать все, что говорили?