Между тем, игрушка всегда была основным средством воспитания ребенка. Она должна быть функциональной, действующей. Та, на которую можно только смотреть, бесполезна. Значит, ребёнку нужны только такие игрушки, с которыми он действительно может и будет играть. Малышу в два-три года лучше предлагать крупные игрушки, простые, без лишних деталей.
Дети охотнее принимают игрушки, в обобщённой форме передающие основные особенности изображаемых персонажей или предметов. Не обязательно, чтобы они были копиями животных, людей, вещей. Это полезнее для развития фантазии и для того, чтобы ребёнок быстрее понял: игрушка — не настоящая вещь, а её обозначение, образ. Такое понимание очень важно для умственного развития маленького человека.
Стоит обратить внимание на серьёзную деталь: игрушки должны быть выразительными (весёлыми, грустными, задорными, но не безликими). Тогда ребёнку в игре легче будет придумывать ситуации и награждать персонажей ролями.
Если в два-три года ребёнок освоил игрушки, помогающие воспроизводить знакомые ему действия взрослых (например, кукла и всё, что нужно, чтобы «уложить спать» и «накормить» её или машина, в которой можно перевозить кубики, катать зверушек), то на четвёртом году жизни малыш переходит к ролевым играм. Он сам теперь «повар», «доктор», мама" или «папа». К четырём годам дети, как правило, уже играют вместе, распределяя роли между собой.
Конечно же, теперь им нужны игрушки, которые помогут придумать разные сюжетные игры, войти в роль взрослых, занятых важным делом. Сейчас хороши тематические наборы — принадлежности «парикмахерской», «кухни», «врачебного кабинета», «кафе»… В этом возрасте дети стараются точно воспроизводить действия специалистов знакомых профессий, а для этого им нужны подходящие заместители «рабочих» предметов.
Лет с пяти для детей более важным становится придумывание новых ситуаций, приключения. Такие игры развивают фантазию, мышление, воображение. Много игрушек теперь не нужно. «Лётчику» теперь может быть достаточно шлема, «капитану» — подзорной трубы, «принцессе» — короны, а «воительнице» — волшебного оружия.
В пять-шесть лет, особенно если ребёнок играет один, он предпочитает быть режиссёром и раздавать роли игрушкам, а сам действуют и говорят за них. Для этого он нуждаются в достаточном количестве мелких игрушек (фигурок животных, пупсов, солдатиков, персонажей любимых сказок), которые могут ходить друг к другу в гости, участвовать в приключениях или жить знакомой ребёнку жизнью.
На особом месте стоит обучающая (дидактическая) игрушка. На втором-третьем году жизни для ребёнка она даже важнее сюжетной. Действия с предметами привлекают малыша. Он готов снова и снова разбирать и собирать пирамидку, матрёшку, проталкивать в коробку с вырезами фигурки определённой формы, насыпать в формы песок и высыпать его.
Так развивается целенаправленность действий, формируется умение сначала практически, а затем визуально определять форму и размер предметов, их цвет, соотносить их свойства между собой.
Для ребёнка постарше обучающие игрушки нужно подбирать в соответствии с его индивидуальными знаниями и умениями. Если он, например, любит конструировать и хотя бы с помощью взрослых может собрать модель катера или самолёта, покупайте ему такие модели. Многие девочки в четыре-пять лет с удовольствием создадут вместе с мамой мягкую игрушку, сошьют платье кукле.
Навыки усидчивости и внимания хорошо формируются при занятиях с настольными играми. Очень хорошо, если у ребёнка есть любимая кукла, машина, зверушка. Поддерживайте эту привязанность. Учите детей бережно относиться к игрушкам. Старые поломанные игрушки в воспитательных целях полезнее починить, подкрасить вместе с ребёнком, чем выбрасывать и спешить в магазин за новыми.
Новые игрушки должны появляться только для того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной. И ещё один момент, о котором нельзя забывать взрослым. Навязывать игры и пристрастия детям недопустимо. Игра есть игра, и она должна нравиться ребёнку!