Шестилетний день рождения
Например, можно ввести невидимого персонажа (идея не моя, прочла давно в случайном журнале типа «Мамочкина школа»). Для моих двойняшек им стал ангел-хранитель, который будто бы этот праздник и приготовил: записку, подарки, конкурсы. Мне очень импонировал этот персонаж: во-первых, потому что дети были крещены в том году, помнили об этом, для них это было событием. Во-вторых, появилась возможность ненавязчиво, используя свои немудреные познания об ангеле-хранителе, рассказать о добрых и недобрых человеческих поступках и о том, как они воспринимаются людьми.
Впоследствии я использовала такой прием. Когда дети совершали проступок, который меня огорчал, я говорила им: ангел-хранитель расстроился и плачет. К тому моменту у нас был трудный период воспитания, когда, казалось, отношения с детьми были окончательно разрушены автоматическим общением.
С помощью этого персонажа у меня появилась возможность несколько реабилитировать себя и преподносить уроки морали в виде огорчений ангела, который сидит на правом плече, все видит, знает, слышит. Акцент был на ангеле, который подсказывает на ушко, как делать добрые дела. Например, собирать игрушки, мирно играть друг с другом, а позднее и помогать маме помыть посуду или полы. Упоминалось, что на другом плече сидит недобрый ангел и подговаривает делать недобрые дела, но его слушать не стоит, а лучше прислушиваться к советам доброго. Все это сослужило мне хорошую службу в течение следующего года.
Детям праздник запоминается, они ждут с нетерпением следующего, волнуются и гадают, что же ангел-хранитель приготовит им в подарок на этот раз.
Деталь. Мой и детский дни рождения — рядом. К моему празднику дети тоже подготовили свой подарок, интересно обыграв его и сказав, что это сделал ангел-хранитель.
Конечно, это может быть совершенно иной персонаж, который понравится вам и вашим детям.
А теперь подробнее о конкурсах.
Вам понадобится: шесть воздушных шариков, которые нужно надуть ночью, старый кусок обоев для записки от персонажа, две булавки, шесть воздушных шариков, которые будут надувать дети, нитки, шесть записок, два подарка для общих игр (например, набор кегель и настольная игра «Я знаю профессии») и два персональных (например, для девочки — бисер, леска, шкатулка; для мальчика — набор для строительства по схеме из спичечных палочек-бревен дома или храма, попутно обучающий основам древнего зодчества). Совет: вещи лучше прятать в равноценные по труднодоступности места для обоих детей, чтобы они могли найти каждый свой подарок с одной скоростью.
Примерно с трех лет у нас сложилась неизменная традиция празднования дня рождения: когда дети утром просыпаются, у них, оказывается, привязаны к кровати шарики!
Дальше может быть так. Когда восторг детей поутихнет, мама обращает внимание на большую записку на шкафу. Дети интересуются, откуда она, от кого. Мама рассказывает о персонаже, который был выбран ею или совместно с детьми заранее, и читает записку (если дети читать еще не умеют): «Дорогие Маша и Ваня! Поздравляю с днем рождения! Посчитайте шарики!»
Дети считают шарики и насчитывают шесть.
Мама читает дальше. «Вам исполнилось шесть лет! В каждом шарике есть записка. Чтобы ее прочитать, нужно проткнуть шарик булавкой. В записках сказано, что вам делать дальше. Вас ждет много приятных сюрпризов! Начинать нужно с красного шарика». Последовательность может определяться поговоркой «Каждый охотник желает знать, где сидит…» (но всего 6 цветов).
Дети, волнуясь, неуверенно берут булавку в руку и пробуют проткнуть шарик. Сначала это страшно. Для начала первым может проткнуть шарик мальчик. Потом дело пойдет как по маслу. У нас получился такой импровизированный фейерверк.
В первой записке может быть задание, например, найти новые шарики на столе в стаканах и определить, где чей (по цвету) — Машин или Ванин — стакан, затем посчитать, сколько шариков в стакане, и надуть их, чтобы потренировать легкие, а потом пойти на кухню и попить чай. Пока дети надувают шары, играют ими, пьют чай, проходит время.
Далее смотрим на записку от ангела-хранителя, чтобы узнать, какого цвета следующий шарик для лопания. Оранжевый. Протыкаем второй шарик. Во
Когда дети поиграют в нее, надо снова определить по записке цвет следующего шарика. Это желтый. В третьей записке: «Чтобы стало еще веселее, нужно найти предмет, который лежит в шкафу». Дети бросаются на поиски, и Ваня находит кегли. Когда научатся играть в кегли (если не умеют), набегаются, накидаются, нахохочутся, и определится победитель в игре, приходит черед зеленому шару.
В четвертой записке может содержаться совет пообедать и ложиться спать. Замечу в скобках, что в этот день все неприятные режимные моменты, которые в этом возрасте уже плохо принимаются детьми, выполняются без понуканий.
Когда дети поспят (конечно, это актуально не для всех семей), взрываем голубой шарик и узнаем в пятой записке, что пора пить чай с праздничным тортиком или печеньем.
Когда дети попьют чай, лопается (думается, уже с нетерпением) последний, синий. В нем может сообщаться для Маши: «Чтобы девочка была красивой и умной, ей помогут вещи, которые висят в коридоре». И для Вани: «Чтобы мог вырасти замечательный строитель, ему поможет то, что лежит в столе».
Когда все обещанное будет найдено, на сегодняшний вечер и на все вечера последующего месяца (даже месяцев) дети, считайте, заняты. Например, наша Маша плела из бисера бусы, браслеты и дарила их маме, а в садике — подружкам, готовила игрушки-висюльки для будущего маленького братика, которого ждала мама. А Ваня вместе с мамой строил из спичечных бревен храм.
Вариаций на эту тему может быть множество. Желаем Вам веселого празднования!