И, конечно же, хочется жить по принципу «и дома, и замужем». То есть, коттедж в деревне или за городской кольцевой дорогой — это одно. А вот коттедж в городе — это да, это то, что доктор прописал. Все тридцать три удовольствия сразу.
В крупных городах для любителей коттеджей сложилась весьма благоприятная ситуация: с одной стороны — город, а с другой — еще имеется в достаточной степени частного сектора, где можно построить вожделенный коттедж. Всего-то и требуется: прикупить старенький домик, да и построить на его месте коттедж, получив, разумеется, все необходимые разрешения для строительства.
Многие так и делают, тем более, что до недавнего времени банки охотно давали кредиты под относительно невысокие проценты для строительства жилья. И сейчас можно получить такой кредит, если работа стабильна, а зарплата — не совсем ниже плинтуса.
Вот только есть нюанс — город растет. И жилья, конечно же, не хватает.
Правда, нехватка жилья — обычное явление на постсоветском пространстве. Недаром еще господин Воланд заметил этот факт и отметил его отдельным пунктом. Но в последнее время при новых застройках городов явственно проявляется тенденция: города пытаются сохранить в своих границах, не допустить расползания слишком далеко за кольцевые дороги. Тут вопрос не только в эстетике, но и в экономике. Следовательно, нужно строить высотки, чтобы на минимальной земельной площади можно было разместить максимальное количество жилых метров.
Вот тут-то собака и порылась. Земельный участок, на котором проживает максимум 10 человек, способен вместить дом, в котором будет проживать 200 человек. Причем, с полным комфортом.
Есть вариант выноса высоток, многоквартирных домов за городскую кольцевую дорогу. Но уж очень такой вариант дорогостоящ: подведение коммуникаций, строительство дорог, организация общественного транспорта, организация инфраструктуры
А если рассматривать не одну высотку и один коттедж, а — район частной застройки и количество жилых метров, которые могут быть в этом районе в случае высоток, то цифры становятся просто астрономическими. Очевидно, что городу крайне невыгоден вынос высоток за кольцевую.
Есть и еще нюансы. Сами коттеджи… Городские улицы, утыканные то шикарными коттеджами, расположенными на носовом платочке земли, то ветхими деревенскими избушками, смотрятся просто жутковато. О стилистическом единстве речи нет. Каждый строит кто во что горазд. Со стороны — мурашки по коже. Крупные. Стадами. Один владелец коттеджа размахнулся и выстроил копию замка — с башнями, сторожевыми площадками
Вывод один: и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения финансов, в пределах кольцевой гораздо лучше строить высотные многоквартирные дома, чем продолжать строительство коттеджей и оставлять частный сектор в неприкосновенности. Земли для строительства в городах не так и много. В результате частный сектор благополучно идет под снос.
И вот тут возникает активная головная боль у владельцев коттеджей. Построены коттеджи относительно недавно. Есть и такие варианты, что разрешение на строительство выдавалось буквально пару лет назад. Под многие стройки были взяты кредиты. И теперь люди получают уведомления о выселении.
Нет, бесплатно никого на улицу не выбрасывают. Естественно, государство выплачивает компенсацию. Но разве компенсация может покрыть то, что называют моральным ущербом? «Мы строили, строили, и наконец — построили!», — сказал Чебурашка. Владельцы коттеджей тоже — строили, строили и… их выселяют!
Да, интересы общества. Да, интересы города. Да, тысячи людей вместо нескольких семей. Но попробуйте объяснить это людям, которые мечтали о собственном доме, собственном коттедже, получили наконец свою мечту в кирпичной упаковке и… вот-вот ее лишатся.
Тем не менее, несмотря на моральные страдания десятков, сотен и даже тысяч семей, проживающих в настоящее время в коттеджах и частных домах в пределах кольцевых дорог различных строящихся городов и получивших уведомления о выселении, эти выселения будут продолжаться. Речь идет о том, что во многих городах вообще не будет частного сектора — что позволит произвести застройку многоквартирными домами с минимальными затратами, сохранить архитектурное и стилевое единство города, а также сохранить его компактность.
Возвращаясь же к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, можно с уверенностью утверждать: строить коттеджи в мегаполисе нужно только за пределами кольцевой дороги. В коттеджных поселках. Там уведомления о выселении не будет. Или строиться в деревнях, располагающихся поблизости от города (в пределах 20 км от кольцевой дороги).
Преимущества такого строительства очевидны: в наличии имеется инфраструктура (начиная от больницы и заканчивая детским садом), все коммуникации, городские телефоны, маршрутные такси или автобусы, которые за полчаса довозят до городской остановки общественного транспорта, откуда уже можно отправляться в любом направлении по городу. А участки, кстати, больше, чем в коттеджных поселках, уж не говоря о городских участках в частном секторе. Прибавьте к этому чистый воздух, лес, речку или озеро. Баланс плюсов и минусов явно окажется положительным.
Тем же, кто желает рискнуть и построиться в пределах кольцевой дороги, можно заглянуть в действующее законодательство. На постсоветском пространстве существует три формы собственности на землю: частная собственность, право на пожизненное владение, аренда. Строительство обычно ведется на земле, находящейся в частной собственности. Однако даже при наличии такого права, государство может использовать земельный участок в случае необходимости. Например, при прокладке новой дороги. Или — для строительства многоквартирного дома. С выплатой компенсации.
И не торопитесь ругать законодательство, это — общемировая практика. Не так давно во Франции происходил судебный процесс: владелец коттеджа судился с городской мэрией, которая рвалась проложить дорогу, ну, а коттедж, конечно, стоял прямо на пути будущей транспортной артерии. Владелец коттеджа потребовал $ 1,5 млн. компенсации. Мэрия отказалась. Отправились в суд. В результате суд постановил, что компенсация за снос коттеджа должна составлять… $ 30 тыс. — исходя из суммы налогов на недвижимость, которые платил владелец коттеджа. И снесли. И дорогу проложили.
Так что если вы заинтересованы в последующей выплате компенсации — милости просим в черту города вместе со стройкой. А вот если интерес в самом коттедже, то это лучше за пределами кольца. Спокойнее. Да и пейзажи куда как симпатичнее.