Чем иначе объяснить появление и развитие в обществе настроений, препятствующих выживанию человечества как вида? Оказывается, разум не просто контролирует инстинкты, но способен их полностью подавить, выдвигая в качестве приоритетов свободу от обязательств, возможности профессионального и интеллектуального роста за которыми скрыт (на мой взгляд) обычный эгоизм.
В СССР все семейные пары, а заодно одиноких мужчин и женщин, не имеющих детей, называли бездетными. Сегодня тех, кто детей иметь хочет, но по каким-то причинам иметь не может, на Западе по-прежнему называют childless — бездетные. Но для людей, сознательно отказывающихся заводить потомство, придуман иной термин — childfree, чайлдфри — свободные от детей.
Известность слово приобрело в 1990-х, когда сформировалась первая общественная группа — объединение чайлдфри the Childfree Network. Нынче термин настолько популярен, что в английском возникло устойчивое и общепринятое сокращение CF, что-то вроде нашего КПСС.
Шутка, конечно. На самом деле организовывать какие-то партии или союзы пока никто не догадался. В России, например, нет даже «клуба по интересам», только несколько форумов в Сети, на которых доморощенные чайлдфри отстаивают собственную индивидуальность и высказываются по поводу нападок со стороны тех, кому не дано понять всю прелесть отказа от детей. Ну да «лиха беда — начало», что будет дальше — кто знает.
На этих форумах можно встретить самых разнообразных людей и ознакомиться с самыми разными точками зрения. Впрочем, все они в той или иной мере вьются возле основного постулата воззрений чайлдфри — мы против детей, но мы не монстры.
Вот, к примеру, фрагменты интервью российских свободных корреспонденту британской медиакорпорации ВВС. Елена, 25 лет: «…обзаведение или не обзаведение потомством — личный и даже интимный выбор зрелой личности. …Почему я чайлдфри? Потому что я не хочу иметь детей. Все просто». Евгений, 28 лет: «…мне не нравятся дети. … Я наблюдаю за теми, кто уже имеет детей, и, на мой взгляд, их жизнь изменилась категорически в худшую сторону. Они ограничены во всем». Екатерина, 29 лет: «Я слишком люблю себя. Пусть это звучит глупо и эгоистично, но мне совершенно не хочется портить свою внешность беременностью и родами, терпеть неудобства, боль, рисковать жизнью, выпадать из привычной деятельности на довольно долгий срок, отягощать себя маленьким, беспомощным и (по большому счету) ненужным мне созданием. Дети — это прекрасно, они должны рождаться, но, если можно, не у меня».
Чайлдфри совсем не против семьи. Потребность любить у них развита, как и у всех остальных людей. Вот только не детей любить, а кого-либо другого — мужа, себя, кота или собаку.
Социологи утверждают, что среди свободных от детей больший процент успешных профессионалов, у них выше уровень образования и доходы, они менее зависимы от религии.
На одном из форумов сообщество попыталось выделить среднестатистический облик российских чайлдфри. Большинство из них — женщины, но и мужчин немало, примерно каждый пятый. Наиболее распространенный возраст 20−35 лет, 80% получили высшее образование, три четверти живет в браке, или имеет постоянного партнера. Что удивительно — примерно десятая часть принявших участие в опросе растит детей. Как живется детям в семьях, где их не любят?
Другой опрос направлен на то, чтобы выяснить, какие черты характера наиболее присущи тем, кто не желает обременять собственное существование. Такими оказались интраверсия, любовь к животным, реализм и свобода от предрассудков, женская эмансипация, раздражение по отношению к детям и нелюбовь к родителям.
Может, в этом последнем пункте, отсутствии нормальных взаимоотношений с собственными родителями, и кроется причина, почему же все-таки они не хотят иметь детей? Внятного ответа на этот вопрос на форумах я так и не нашел, хотя с вопросом сталкивался, и неоднократно.
А что думаете Вы?