Однако был день, и у дня был вечер, и звенели монетки, высыпаемые в коробочку, и было ниспослано мне озарение, плодами коего здесь и делюсь. Я вдруг понял, что знаю, как сделать из килограмма мелочи состояние. Хорошо, закончим с прелюдией, перейдем к делу.
Моему сыну 6 лет, шустрый парнишка, читает, считает, побеждает скрипку, хулиганит — все как у всех. И дочка, трех лет. Играли мы с ними на даче как-то в магазин, сын мгновенно научился торговаться и делал это с видимым удовольствием, смеху было столько, что хоть кино снимай. Я модифицировал веселье в весьма забавный процесс, который можно развивать практически бесконечно. Мы стали играть в бизнес.
В нашей игре всё начинается с того, чем у многих бизнесменов эти игры заканчиваются. То есть с отмывания денег. Выбранные из коробки штук двести рублевых монет были тщательно вымыты, после чего установлены простые правила, которые уровень за уровнем изменяются.
На первом уровне беседка на участке назначена магазином, куда стащены игрушки, книжки и прочая дачная дребедень. Сын — хозяин магазина и продавец, маленькая ему помогает, я — покупатель, прихожу к нему с теми самыми отмытыми деньгами, покупаю всякие разности. По ходу пьесы роли спонтанно меняются, вплоть до того, что, когда я был продавцом, в магазине нарисовался бандит и с криком «Это ограбление!» умыкнул коробочку с деньгами и еще что-то из товара по мелочи. Разумеется, после длительной погони по участку преступник нами с дочкой был схвачен, повязан, судим Чрезвычайной Двойкой, осужден и заперт в кладовке мотать срок.
Отсидев положенное и осознав свое темное прошлое, раскаявшийся мелкоуголовный элемент с чистой совестью вышел на свободу и вернулся к честному труду на благо общества. Но ведь бизнес — такая штука… Раз попробовав, уже не бросишь. И мы стали открывать магазин уже по правилам, и торговать с умом.
Прежде всего введено понятие рабочего дня. День начинается с подсчета наличности, долгов, товара, завершается тем же самым плюс подведением итогов, как поработали. Затем заведены маленькие коробочки четырех разных цветов: белого, зеленого, желтого, красного. Красная коробочка появилась чуть позже, в ней лежат листочки с цифрами, об этом ниже. Белая коробочка — для выручки текущего дня. В зеленую откладываем деньги на две статьи расходов — «аренду» и «зарплату». Идеи аренды и зарплаты ребенком в целом поняты, хоть и не до конца, но для игры хватает. Желтая — это запас, резервный фонд. Устанавливаем его в 10 монет, и поддерживаем на этом уровне. Редко пользуемся резервом, но идея должна в детской головке отложиться.
Красная коробочка — это долги. Поскольку играть в простой обмен монет на товар быстро наскучило, продукцию стали закупать. В гараже и на кухне. А какие закупки без взятия на реализацию? Так что необходимость и выгодность разумного кредита мы признаем и пользуемся им.
Игровой цикл примитивен (с одним условием — в течение «дня» товары в основном проданы, плюс оплачены все расходы) и вряд ли нуждается в детальном описании. Однако есть один-единственный момент, который мы постоянно отслеживаем в игре. Это Cash Flow, то есть поток наличности. Причем отслеживание выполняется визуально, на листочке бумаги в клеточку, где рисуется три составных столбика.
Левый — это резерв (желтая коробочка). Сознательно вынесен отдельно, чтобы формировалось понимание того, что эти деньги — вне текущих операций. Средний — это то, что у нас есть, — товар в ценах закупки, наценка на товар (ну, знаю, знаю, не по учебнику, но ведь для ребенка), касса (белая коробочка), деньги на расходы бизнеса (зеленая коробочка). Правый столбик — это наши долги за товар (переменная величина) плюс аренда-зарплата (чаще всего фиксированное значение) и (!) доход бизнесмена в три монеты.
Глядя на три столбика, очень просто получить у ребенка ответ на простой вопрос: «Ты лично на свой доход сможешь сегодня купить себе конфету за одну монету?» Ах, все деньги зависли в товаре… Ах, ты говоришь, что резерв же есть… Ага, сейчас, как же. Забудь про резерв, это не на конфеты, это на проблемы.
Очень качественные разговоры идут за этим занятием. Интересно, когда же ребенок меня спросит: «Папа, так получается, что деньги сами по себе ничего не стоят? А почему тогда вокруг них весь этот балаган…» Главное, что, когда спросит, станет понятно — родился новый миллионер. Пока же вот думаем, что хватит торговать, нужно что-то производить начинать. Торговая сеть у нас есть, а со своим производством масса прибыли выше. Глядишь, эдак со временем и до выпуска IPO доберемся.