Трудно переоценить важность того, сколько и о чем мы разговариваем с нашими детьми. Не случайно многие благодарят своих родителей за то, что те не выгоняли их из кухни (а где в России традиционные посиделки?) во время своих «взрослых» разговоров или тогда, когда приходили гости.
Нет, с малышами можно, конечно, и гугукать, и курлыкать, и издавать полу-музыкальные, полу-членораздельные звуки. Но уже вполне можно и поговорить.
Бывают на свете молчуны, бывают очень говорливые люди, это особенности психики. Но чаще всего потребность в говорении бывает средняя, что не исключает длительной вовлеченности в процесс.
— Нет, изволь съесть всю эту кашу. Она полезная. Ты ведь знаешь, что такое полезное? Это когда ты будешь здоровым и сильным мальчиком. Да, я вижу: ты знаешь слово сильный. А смотри, кто в окно залетел. Это большой и сильный шмель. В прошлом году шмели были помельче, впрочем, ты вряд ли знаешь, что такое прошлый год… Зато ты знаешь, что кашу надо съесть. Есть такое слово «надо». Оно никому не нравится, нашел чем удивить. Ты знаешь, что такое удивляться? Это то, что ты будешь делать лучшую часть своей жизни. Ну чего ты смеешься? Ты знаешь, что такое часть? Это вот ты съел только часть каши. Вот еще какая-то часть на пальчиках. Давай их вытрем. А то запачкаем учебник французского, а сестренке надо стишок выучить. Ты знаешь, что такое уроки? Нет, лучше тебе этого пока не знать. У сестры головка золотая, она сейчас все быстро выучит и поможет нам приготовить ужин. Это выражение такое — золотая голова. А еще у нее золотые руки, правда? Ну чего ты смеешься? Тебе пора спать сном младенца. Это идиома, а вот ты — младенец как есть. И пошли в коляску, поспишь на улице. Туда, куда улетел большой и сильный шмель. Батюшки, а ботиночки-то каши просят! Опять смеешься?
Конечно, совсем не обязательно обрушивать на ребенка весь свой поток сознания в особо изощренной форме. Возможно, вообще не обязательно «жечь глаголом» сердца детей. Можно и помолчать. Посидеть у камелька, поулыбаться, пообниматься. Главное, чтобы была обратная связь. Очень важно, чтобы была постоянная обратная связь. А кругозор никуда не денется.
Даже если родители молчуны, но ребенок чувствует их заботу, если семья вообще способна чувствовать вместе, радоваться вместе, горевать вместе — это гарантия того, что и мироощущение у вас будет близким. Уметь чувствовать мир — это тоже большой дар и умение.
Я не владею испанским, немецким, французским.
Мой кругозор остается достаточно узким —
Только любовь, только воздух и суша, и море,
Только цветы и деревья в моем кругозоре.
Я не владею английским, турецким и шведским.
Мой кругозор остается достаточно детским —
Только летучие радости, жгучее горе,
Только надежды и страхи в моем кругозоре.
Вполне можно гулять молча. Просто останавливаться рядом с деревьями, просто смотреть на цветы, на жуков и бабочек, на снег и лужи, на дома и звезды. Главное — вместе.
Греческим я не владею, латынью, санскритом.
Мой кругозор допотопен, как прялка с корытом —
Только рожденье и смерть, только звезды и зерна
В мой кругозор проникают и дышат просторно.
Если ребенок почувствует себя сопричастным не только делам семьи, но и вашему настроению, вашим чувствам — это уже очень много. Это и есть основная часть кругозора вашего ребенка, самая важная. Все остальное придет, и очень быстро.
Я не владею морским, деревенским, спортивным.
Мой кругозор остается почти примитивным —
Только мое и твое сокровенное дело,
Чтобы земля с человечеством вечно летела…
Но если есть возможность говорить — разговаривайте обо всем сразу. Говорите сейчас, когда вас слушают, а то ведь может статься, что детям однажды будет категорически некогда. Не вам — а им. Говорите как есть, и даже свое неожиданное «не знаю, что и сказать»…
Обсуждайте, рассказывайте или просто перебрасывайтесь редкими словами. Потом вы удивитесь, когда заговорят уже с вами, и заговорят вашим же языком, вашими словами и о том, что вам сразу покажется страшно интересным.
В статье использованы стихи Юнны Мориц.