Как бы там ни было, эта форма творческого (и активного тоже!) отдыха пользуется популярностью не только у детей, но и у взрослых. Взяли ее на вооружение и психологи для коррекции и реабилитации своих пациентов. Участники игры чувствуют полную раскрепощенность: ведь зрителей нет, все — актеры! «На меня смотрят» — это один из главных комплексов стеснительных, замкнутых людей. А здесь — никто смотреть не будет! Некому!
Театр-экспромт создается из ничего, за короткий промежуток времени, требуется только режиссер. Произнося «экспромт», мы чаще всего имеем в виду «быстрый», но у слова есть еще значение «готовый». Вот и перед открытием театра у режиссера должен быть предварительно заготовлены репертуар, тексты пьес, немудреный реквизит (таблички с названием роли). Диалоги не нужны — артисты в спектакле не говорят, разве что звуки издают: шум ветра, пение птиц…
Все предельно просто: режиссер читает текст, актеры изображают прочитанное.
Действующих лиц в спектакле может быть и несколько, и бесчисленное множество, то есть ровно столько, сколько собралось в компании. Оживить можно все что угодно.
Театр с чего начинается? Правильно! Вот ты и будешь Вешалкой. Все снимаем воображаемые пальто и вешаем на Вешалку. Контролер — кто у нас Контролер? — отрывает билетики. Занавес надо закрыть пока. Два человека, изображающие открывающийся и закрывающийся занавес, — это уже неудержимое веселье. Акты, кстати, надо делать коротенькими, чтобы почаще звучала команда «Занавес!». Если режиссер чувствует, что ролей всем не хватит, надо ввести Люстру, Рампу, которые то зажигаются, то гаснут… А еще должны быть декорации: Дом, наклонившийся набок, Дерево, которое раскачивается, шелестящая Трава… Самое интересное здесь в том, что режиссер всякий раз возвращает действие к началу после того, как введено новое действующее лицо. И снова: «Занавес!» И снова голос за кадром читает либретто.
Где взять пьесу? Для детей это может быть немного переиначенная сказка. Можно театрализовать смешной случай с урока или вот такой текст, позаимствованный в Интернете:
Ночь. Завывает ВЕТЕР. Раскачиваются ДЕРЕВЬЯ. Между ними пробирается ЦЫГАН-ВОР, он ищет конюшню, где спит КОНЬ. Вот и конюшня. Спит КОНЬ, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тихо ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке ВОРОБЕЙ. Он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит ПЕС. ДЕРЕВЬЯ шумят. Из-за шума не слышно, как ЦЫГАН-ВОР пробирается в конюшню. Вот он хватает КОНЯ за уздечку. ВОРОБЕЙ зачирикал тревожно. ПЕС отчаянно залаял. ЦЫГАН уводит КОНЯ. ПЕС заливается лаем. Выбежала из дома ХОЗЯЙКА, заохала, закричала. Выскочил с ружьем в руках ХОЗЯИН. ЦЫГАН убегает. ХОЗЯИН ведет КОНЯ в стойло. ПЕС прыгает от радости. ВОРОБЕЙ летает вокруг. ДЕРЕВЬЯ шумят, и ВЕТЕР продолжает завывать. ХОЗЯИН гладит КОНЯ и бросает ему сена. ХОЗЯИН зовет ХОЗЯЙКУ в дом. Все успокаивается. Спит ПЕС, дремлет ВОРОБЕЙ на своем прежнем месте… Стоя засыпает КОНЬ, он изредка вздрагивает и тихо ржет. ЗАНАВЕС.
Для взрослых смешным будет описание какой-нибудь бытовой сценки, изложенной превратно, с юмором. Можно взять вообще сухой, деловой текст, например, описание химической реакции, в которой участвовать может чуть ли не вся таблица Менделеева. Разбавить скучный текст смешными вставками, финал — броуновское движение частиц. Текст не должен быть большим, спектакль растянется за счет многократного повторения — репетиций.
Очень хорош такой спектакль для разнородной публики, где есть незнакомые друг другу люди. Безотказно действует этот прием и в момент, когда кто-то из детей надуется от обиды, раскапризничается. Обидевшиеся, как правило, быстро включаются в общее действие. Опять-таки главное — не содержание, а обилие движений, смен позиций, открытия-закрытия занавеса… В написание пьес со временем включатся и маленькие дети. И пусть это будет всего несколько предложений — усложните их «декорациями», «реквизитом», действиями.
Единственный недостаток: в одном и том же театре, то есть аудитории, пьесы даже дважды давать нельзя. Все должно быть неожиданно, непредсказуемо, поэтому у режиссера — у затейника, у вожатого — должно быть много пьес. Их не надо держать в голове, они должны быть где-то записаны.
Театр-экспромт — просторное поле для творческого развития и воспитательного процесса. Игра сближает, развивает новые навыки в общении, помогает повысить самооценку. К тому же хорошее настроение не покинет долго вас!