Полиэтилентерефталат (PET) активно вытесняет стекло из производства бутылок, что позволило этому материалу за пару десятилетий превратиться из достаточно редкого в товар широкого потребления. ПЭТФ становится основным бутылочным материалом в мире. Он используется в основном для упаковки безалкогольных напитков и минеральной воды.
В последнее время в PET стали упаковывать и пиво, за короткий срок его доля на российском рынке достигла 30%, но до сих пор практически не решены основные проблемы такой упаковки: газо- и светопроницаемость, к тому же под воздействием спирта в содержимое бутылки могут выделяться вредные вещества. Правда, для производителя эти недостатки компенсируются увеличением срока хранения пива в такой упаковке до 3-х месяцев.
Из поливинилхлорида изготавливают термоусадочные пакеты для мясной и сырной промышленности (оболочки для сыров). В скандинавских и некоторых других странах Европы упаковка из ПВДХ категорически запрещена, во многих странах существуют жесткие ограничения на использование поливинилхлорида в отраслях, где продукция тесно контактирует с человеком или пищей, в связи с его токсичностью и канцерогенностью. Многие считают ПВДХ (а точнее, его компонент винилхлорид) самым вредным на земле веществом, который все еще разрешен во многих странах, именно в контакте с продуктами питания или человеком.
Из полистирола изготавливают стаканчики, поддоны. У полистирола (PS) есть существенный недостаток: вредное влияние на организм человека как при переработке, так и при использовании.
Уже при нагревании выше 60−80°С отмечается миграция токсичного стирола в пищевые продукты. Его запах можно ощутить, наливая горячий чай в одноразовые стаканчики. Поэтому для контакта с горячей водой он не рекомендуется, изделия из полистирола можно применять лишь для холодных пищевых продуктов.
Полипропилен (РР) почтительно называют королем пластмасс. Он является весьма устойчивым почти во всех отношениях полимером: устойчив к высоким температурам, имеет низкую паро- и газопроницаемость, химически стоек и нейтрален.
Полипропилен используется для упаковки сметаны, йогуртов, творожной массы, сгущенки
Однако покупая разносолы, мороженое, майонез в пластиковых ведерках, не стоит забывать, что часто стоимость этого ведерка составляет треть цены от стоимости покупки. Это легко проверить, сравнив стоимость, например, мороженого в пластиковом ведерке и полиэтиленовом пакете такого же объема. Недаром же для тех, кто хочет экономить на упаковке, все крупные производители бытовой химии выпускают так называемые «запаски», цена которых в среднем на 30% ниже продукции, расфасованные в пластиковые бутылочки.
Для разлива молока длительного хранения (от 20 суток до 9 месяцев) и соков используются коробки из многослойного картона.
Многослойные материалы
Многослойные материалы (соэкструдированные, кашированные, ламинированные
С внешней стороны такой картон покрыт слоем полиэтилена, предотвращающего проникновение влаги. С внутренней стороны картон также покрыт полиэтиленом, а между ними внедрен тончайший слой алюминиевой фольги — неотъемлемой части антисептической упаковки. Слой алюминия предохраняет содержащиеся витамины от их разрушения светом. У картона, и не только многослойного, более высокая себестоимость, чем у пластика.
Использование асептического розлива увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций, но за эти удобства производителя платит в итоге покупатель. Вам-то зачем хранить молоко 9 месяцев? Стоимость упаковки из многослойного картона сравнима со стоимостью упаковки из стекла.
И все-таки одним из старейших и наиболее экологичных видов молочной тары является стекло.
Стекло
Стекло химически стабильно, инертно в химических реакциях с продуктом, препятствует проникновению газов, жидкостей и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно. Из стекла в пищевой продукт не переходят вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. По этой же причине ликероводочная продукция — крупнейший потребитель стеклотары. В стеклянной таре продукты не портятся годами, и ее материал не разрушают большинство химических соединений.
Но, покупая соусы, кетчупы в стеклянных бутылочках, баночках с закручивающимися крышками (так называемая «еврокрышка»), стоит помнить, что данный продукт однозначно дороже своего собрата в дой-паке. И баночка с «еврокрышкой» будет стоить дороже баночки со старой знакомой крышкой для консервации.
Металлическая тара
Львиную долю металлической тары для напитков, используемой в России, занимают алюминиевые банки разных видов. Несмотря на все предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой.
Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды и практически никак не воздействует на продукцию сам. Но изначально банка для покупателя немного дороже, чем стеклотара. И опять очевидные плюсы для производителя: прочность, легкость, возможность утилизации и повторной переработки.
Итак, не стоит забывать, что упаковка в первую очередь предназначена для сохранения товара, облегчения и ускорения его продажи. Так сколько наших денег в пакетах с мусором?