Были ли развивающими игры моего детства?

Реклама

Уже который час сижу на научно-практической конференции «Развивающие игры для детей». На трибуне сменяются серьезные ораторы и скучно рассуждают, во что надо играть детям. Публика чем только не занимается! Потихоньку углубляюсь в размышления о том, были ли развивающими игры моего детства…

Щелбана в лоб не хочешь?

Щелчки, или щелбаны, — тихая, мирная семейная игра. Для нее требовалось десять или чуть более плашек, обязательно четное число — палочки орешника нарезали сантиметра по полтора и раскалывали вдоль. Зимними вечерами во что только не играли! Приходили родственники, соседи с ребятишками — народу собиралось много. Раньше вечера были какие-то длинные, и у родителей обычно хватало времени с детьми повеселиться. В щелбаны большей частью играла мужская публика.

Реклама

Из горсти плашки выбрасывали на стол. Если одна половинка оказывалась на другой, верхняя сразу уходила в актив к играющему. Далее надо было щелчком направлять деревяшечки друг к другу. Если они соприкасались, не задев в движении другие, одну из них играющий забирал себе. Объединять можно было только одинаково лежащие половинки — разрезом вниз или вверх. Когда отыгрывались все по кругу, производился расчет. Щелбаны раздавал тот, у кого набиралось больше выигранных плашек. Каждый лоб получал разницу между выигрышами — его и победителя. Били, конечно, потихонечку, чисто символически, приговаривая при этом: «А щелбана в лоб не хочешь?» Остальные хором вели счет.

Скажете, никакая это не развивающая игра? Соглашусь. Но все были дома. И не пока, а вообще. Игрой руководил, как правило, чей-то папа. Не надо было беспокоиться друг за друга, никто нигде и ничего не мог натворить. Те, кто выбывал из игры до нового кона, мог пока подсесть к дедушке, который валенки подшивал, или к бабушке — помочь ей лоскутики в узор складывать, достать маме клубок пряжи, укатившийся под комод. Попутно можно было кошку погладить. Взрослые разговаривали только на приличествующие темы. Заканчивался день с хорошим настроением и мирным отходом ко сну. Вот вам и щелбаны…

Реклама

Эти забавные камешки

А это уже игра для девочек. К ним иногда присоединялись и девушки. И иногда вдруг мама в свободную минутку говорила: «А ну-ка, дай попробую…» Каждая уважающая себя девочка имела свой набор камешков. Из кирпича оттачивали ровные, удобные для захвата пять кругляшков. Размер их определялся по руке владелицы.

Играли в камешки летом. На лужайке выщипывали траву небольшим кружочком, играющие садились друг к другу лицом. Камешки, так же, как и щелчки, выбрасывали из руки. Тоже надо было угадать с размахом: если близко лягут, опасно будет задеть другие, а далеко — не успеешь собрать. Играющая брала в руку один камешек, подбрасывала вверх, а за это время подбирала оставшиеся — всякий раз в разном сочетании. В первый прием надо было на каждый вскид хватать по одному камешку, во второй — по два, в третий один и три, в четвертый — сразу все четыре. Игра переходила к другой девочке, если были задеты соседние камешки.

Реклама

Нет, прежде чем усомниться в интересности игры, попробуйте этот простой вариант. Для усложнения девчонки много чего придумывали. Например, нельзя было перекладывать собранные камешки из играющей руки — так делали только начинающие. Выронила — передавай очередь. Другой вариант: не выбрасывать надо было камешки, а, подбросив один, остальные успеть разложить по тем комбинациям, что и в простом варианте, а потом уже их собирать. Очередность игры определяли не просто по договоренности, а тоже с премудростью. Подбрасывали камешки теперь уже не высоко, а чтобы успеть перевернуть руку тыльной стороной и поймать на нее упавшие — у кого больше удержится, тот и начинает игру.

Реклама

Опять-таки дети на глазах были. Мальчишки в чижика или в ножички играют, девчонки на лужайке расселись. Родители какими-то делами в огороде или около дома занимаются. Бабушки спокойно ведут беседу на завалинке. Все всех видят и слышат. Из играющих никто не скандалит — правила соблюдаются неукоснительно.

А куда «попа» гоняют?

В «попа гонялого» играли уже совсем взрослые парни, а то и молодые мужчины. Каждому требовалась бита — ровная увесистая палка, сантиметров 70−80 и одна чушка — поп. Начиналась игра на конце деревни. Каждый игрок делал там свою пяту — небольшое углубление, в которое упирались пяткой. Чушку ставили на попа, то есть вертикально, на расстоянии 5−6 метров. Игрокам надо было гнать чушку, по очереди ударяя по ней. Брать свою палку разрешалось только тогда, когда поп ее обгонял. Водящий следил за чушкой и всякий раз ставил ее вертикально.

Реклама

Гнали попа через всю деревню, обычно до мельницы или до другого приметного места, километрах в двух от начальной черты. Иногда попа угоняли так далеко, что в деревне начинали беспокоиться: скоро стадо пригонят, а «робяты» еще не пробегали. Но вот вдали появляется пыльное облако — стадо или «робяты»? Закончилась, видимо, игра, и все несутся на исходные позиции: каждый — со своей палкой, а водящий — с чушкой. «Пяток» (напомню — ямок) на одну меньше, чем играющих, и тот, кому не достанется ямки, будет водить в следующий раз. Игра заканчивалась в тот момент, когда все палки оказывались дальше чушки, бить больше нечем было. Игру всегда сопровождала большая стая мальчишек-болельщиков. Когда бежали назад, пацаны попутно забавлялись, загребая пыль на дороге ногой, потому и поднималось серое облако. После занятия начальных позиций кавалькада отправлялась на речку: тут в бочке не отмоешься. Бабушки могли сегодня спать спокойно: измученная молодежь вечером шуметь не будет. На работу бы только не проспали, подъем-то ох, какой ранний…

Реклама

Какая же польза от этих и других игр, которые я вспомнила, пока «участвовала» в конференции? Несомненно, здоровье: свежий воздух, движение. Несомненно, аппетит вообще на любую еду: опять-таки свежий воздух, многокилометровые пробежки, купание. Несомненно, развитие чувства коллективизма: играли или семьей, или компанией. И, несомненно, что мне нравится больше всего — добрые привычки: умение дружить, слушать и уважать мнение других.

Реклама