В среднем супермаркете с ассортиментом около 15−17 тысяч упаковка рассматривается маркетологами своеобразным пятисекундным рекламным роликом и практически единственной возможностью привлечь наше внимание. Супермаркеты с системой самообслуживания сделали упаковку важным маркетинговым инструментом, средством конкурентной борьбы, ведь товар в торговом зале доступен покупателю еще до того момента, как он его приобрел, он может потрогать продукт рукой и потом либо купить, либо положить на место.
Да и магазинов самообслуживания просто не было бы при отсутствии товаров в расфасованном виде и соответствующей упаковки, поэтому производство и рынок упаковки по темпам своего развития сравним с автомобильным.
В конечном счете, удачно подобранная упаковка с лихвой оправдывает вложения в нее, поэтому производитель может позволить себе и позволяет любой каприз… за наши деньги. Яркая упаковка вызывает больший интерес у потребителей, чем продукция в пленке без печати, тем более если производитель продукта еще не получил широкую известность. Однако расходы на пленку с печатью существенно выше: здесь, кроме ширины, толщины и качества расходного материала, учитываются также область печати и количество используемых цветов. Себестоимость пакета с печатью может возрасти в несколько раз.
Деятельность многих производителей сегодня базируется на принципе: «Упаковка — это тоже продукт». Недаром так развит рынок упаковки в Северной Америке и Западной Европе. Потребление упаковки на душу населения в цивилизованных странах впечатляет: лучше всех «упакованы» американцы — 230 кг на человека в год, и европейцы — в среднем 120 кг. По данным всемирной организации упаковщиков (WPO), упаковочная промышленность «весит» около 2% совокупного мирового продукта.
Производителю необходимо по возможности максимально исключить зависимость производства от реализации, иметь возможность «работать на склад», а значит, сроки хранения упакованной продукции должны быть не менее 20−30 дней. К тому же упаковочные материалы должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиронепроницаемостью.
Упаковочный рынок всегда готов предложить решение: термоусадочная, стрейч-пленка, вакуумные пакеты, полистирольная и ПВХ-пленка, многослойная упаковка.
Однако при всем разнообразии и красочности упаковки все материалы можно отнести к основным группам: полимеры, комбинированные материалы, стекло, металлы.
Полимеры. В упаковке полимеры вытесняют «классические» материалы — бумагу, картон, стекло, металл и другие. Здесь находят свое применение пять основных полимеров: полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид и полиэтилентерефталат.
Главное преимущество полиэтиленовой упаковки (HDPE) для производителей и потребителей то, что она, во-первых, на 20−40% дешевле стеклянной тары, и во-вторых, позволяет существенно сократить потери при транспортировке.
Недаром самый высокий спрос на майонез, молоко и кисломолочные продукты именно в полиэтиленовых «подушечках». Многие производители осваивают фасовку майонеза в дой-паки (стоячие полиэтиленовые пакетики); незначительная часть продукции выпускается в пластиковых стаканчиках. Ведь пакеты из полиэтиленовых многослойных пленок являются на сегодняшний день наиболее экономичным, дешевым и удобным упаковочным материалом. Такое строение обеспечивает хорошую защиту от УФ света, кислорода и других газов, которые так нужны для асептической упаковки молочных продуктов.
Если ваш опыт показывает, что молоко из разных упаковок и разных марок не отличается по вкусу, то утверждение многих компаний о том, что молоко в старых добрых полиэтиленовых пакетах покупают лишь люди с низким достатком, не стоит принимать за аксиому.
В настоящее время 16% всего объема фасуемых жидких молочных продуктов разливается в пластиковые бутылки (как правило, из полиэтилена и полипропилена). А если бутылочка окрашена в белый цвет, то в стоимость входит и цена весьма недешевого концентрата для окрашивания пластиков.