Например, на простой вопрос ребенка «А почему вон у той машины на крыше синий фонарик мигает?» можно ответить просто: «Потому что это милицейская машина. Она главней других и хочет, чтобы ее все пропускали». И это не будет неправильным ответом. И ребенка он может вполне удовлетворить.
Еще один пазл будет уложен в его картину мира. Фонарик — потому что машина милицейская. Милиция — главней других. Фонарик мигает — потому что милиция хочет, чтобы ее пропускали. Неясностей больше нет. Следующим его вопросом запросто может быть что-нибудь типа: «А почему на том магазине такой большой ботинок нарисовали?»
Но можно на тот же вопрос ответить и так: «Потому что когда этот фонарик начинает мигать, милицейскую машину все пропускают, и ей становится легче догонять и ловить преступников». Это также будет правильным ответом. Но, в отличие от первого варианта, он с большей вероятностью породит в мальчишке множество дополнительных вопросов. Таких как: «А почему легче?», «Почему милиция ловит преступников?», «Кто такие преступники и откуда они берутся?»
То есть, сконструировав ответ определенным образом, вы можете еще больше разжечь детское любопытство. И соответственно получите шквал новых вопросов, на которые придется отвечать. Зато, направляя таким образом интерес ребенка, вы сможете подвести его к тем вопросам, которые сами хотите от него услышать. Вы дождетесь того, что ваш сын сам создаст вам возможность поучить его. Здесь можно и выкладывать все заготовленное для беседы о том, что такое хорошо, а что — плохо.
Это развивает ребенка. Вместо серии ответов на хаотично возникающие вопросы, у вас получилась тематическая беседа. А значит, в детской картине мира не просто появилось несколько новых элементов, а добавился целый фрагмент, осмысленный и состоящий из взаимосвязанных частей. Когда есть смысл — ребенок не просто запоминает информацию (что практически не напрягает молодой мозг), но и начинает обдумывать вновь услышанное. Доказательством этому будет то, что через некоторое время после разговора он может снова вернуться к этой теме с новыми вопросами. И осмысленность этих вопросов может вас приятно удивить. Таким образом, малыш приобретает привычку размышлять, а мышление, собственно, и определяет умственное развитие человека.
Будьте готовы к разговору со своим сыном всегда, и у вас непременно появится возможность поучить его уму-разуму самым непринужденным и естественным образом. Это не значит, что никогда нельзя сказать ребенку: «Я занят». Можно и нужно (ведь и уважение к чужому времени в нем надо развивать). Но уважение всегда должно быть взаимным. Если не можете поговорить сейчас — скажите ребенку, что ответите на его вопрос попозже.
И приучайте себя сдерживать это обещание. Постарайтесь запомнить вопрос и потом первым вернуться к его обсуждению. Во-первых, на иной детский вопрос даже весьма умные люди могут не найти ответ с ходу. Иногда вам еще придется постараться и суметь самому найти ответ на него. И для сохранения родительского авторитета пауза для подготовки будет очень кстати. С другой стороны, признать, что не знаешь ответа, а потом найти его совместно с ребенком — также будет хорошим ходом. Этим вы покажете сыну, что не боитесь чего-то не знать. А также — как овладеть знанием, если оно понадобилось.
Во-вторых, на ребенка будет иметь очень большое воздействие то, насколько серьезно вы отнеслись к его вопросу. Ощущение того, что его уважают, укрепляет в нем чувство собственной значимости и достоинства. Внимание к достоинству и уважению вообще является очень важным элементом воспитания. И для будущего мужчины — особенно. Мы почему-то очень часто забываем о том, что оно есть у каждого человека. Даже если ему всего три годика.
Например, когда за действительно неправильное поведение ребенка отчитывают на виду у других людей (особенно тех, кому он хочет нравиться), то зачастую это поведение не прекращается. И может даже ухудшиться. И чем грубее обошлись с самолюбием маленького человечка, тем более несносно он начинает себя вести. После этого ребенок обычно наказывается, да еще и выслушивает такие характеристики в свой адрес, как «упрямый», «вредный», «противный».
А ведь он всего лишь боролся за свое достоинство! Это был не лучший способ борьбы, но он ведь еще и не знает, какой является лучшим. Поэтому старайтесь увидеть такие моменты и помочь ребенку его достоинство сохранить. Нередко в этих случаях более эффективным ходом окажется отвести ребенка в сторону и, как взрослому, объяснить, почему вы хотите, чтобы он изменил своё поведение.
Скажете, что и мама сможет прекрасно отвечать на вопросы сына. Конечно, сможет! Только делать это она будет как женщина. А вы ведь собираетесь вырастить мужчину? Мужчина и женщина по-разному видят один и тот же мир, по-разному чувствуют и по-разному думают. Наверное, никто не оспорит тот факт, что на одни и те же вопросы мужчины и женщины могут отвечать совершенно по-разному.
Поэтому отец должен стремиться к тому, чтобы именно он отвечал на большинство вопросов мальчиков. Чтобы мальчишка с нетерпением ждал папу с работы с заготовленными специально для него вопросами. И наоборот, девочек преимущественно должна воспитывать мама.
Ибо каждый родитель передает ребенку то мировосприятие, которое характерно именно для того пола, к которому принадлежит родитель. Женщины обычно не любят всего того, что касается драк, оружия, выяснений, кто кого сильнее и кто кого победит. И они вольно или невольно и детей ограждают от всего этого. А ведь эти вещи просто захватывают мальчишек! И без всего этого им очень трудно стать мужчинами.
И пусть ваша жена — прекрасный человек и хороший воспитатель, помните, что ваше участие в воспитании сыновей просто необходимо! Даже если у вас действительно намного меньше свободного времени, чем у нее, не исключайте себя из этого процесса совсем. Хороших вам сыновей!