Девушек, которые не вписывались в общепринятые возрастные рамки вступления в брак, называли старыми девами. Социальная роль в обществе у старых дев была незавидной. Они становились монахинями или участвовали в обрядах погребения в своей общине в качестве плакальщиц. Старым девам запрещалось принимать роды, а также участвовать в воспитании детей.
Отношение к старым девам у разных народов было схожим: от недоверия и жалости — до презрения. Считалось, что женщины, не вышедшие замуж, имеют серьезные физические или умственные недостатки или же обладают скверным характером.
На Руси издавна существовала традиция ранних браков. В XVIII веке нормой были семейные союзы 13−14-летних девушек и 15−16-летних юношей. Императорский указ 1830 года повысил минимальный возраст для вступления в брак: до 16 лет — для невесты и 18 лет — для жениха. Однако на практике большая часть девушек выходила замуж уже к 13−17 годам. Лишь на российском Севере и в Сибири узами брака связывали себя позже — примерно к 24−25 годам.
На рубеже XIX и XX веков средний брачный возраст колебался уже в пределах 20−23 лет — для женщин и 23−25 — для мужчин. В последующие 100 лет возраст заключения брачного союза не изменился, несмотря на огромные трансформации российского общества и семьи, произошедшие в XX веке. В начале 1990-х годов, как и сто лет назад, средний возраст для вступления в брак составлял 18−22 года.
А вот за последнее десятилетие произошло беспрецедентное увеличение брачного возраста. Тому есть множество причин: от развития контрацепции и повышения уровня жизни — до распространения так называемых гражданских браков и усиления женской эмансипации. Соответственно, серьезно трансформировалось содержание концепта стародевичества.
Остались ли сегодня старые девы?
Само понятие «дева» подразумевает девственность. Конечно, в стародавние времена практически всех особ женского пола можно было смело поделить на «дев» и «замужних», ведь принято было «беречь честь смолоду».
В современном мире отказ от сексуальных отношений до брака — скорее исключение. Именно поэтому критерием определения статуса старой девы часто является не отсутствие штампа в паспорте, а девственность.
В наше время незамужнюю даму на пороге бальзаковского возраста уже никто автоматически не записывает в разряд неполноценных, чаще все наоборот. Она образованна, успешна и вполне самостоятельна, но, по мнению общества, либо слишком высокого мнения о себе, либо с чрезвычайно завышенными требованиями к окружающим.
Может, поэтому во время последней переписи населения замужних женщин оказалось намного больше, чем женатых мужчин. Дело в том, что женщины, живущие в неоформленном союзе, считают себя замужем, а мужчины в такой же ситуации чувствуют себя свободными от брачных уз.
К сожалению, сегодня все чаще современные девушки кладут на алтарь карьерных успехов женское счастье и семейное благополучие. Появилась даже новая идеология — чайлдфри (childfree). Так называют себя люди, которые по разным причинам отказались от возможности иметь детей.
Таким образом, явление стародевичества с течением времени не исчезло, но серьезно трансформировалось. Во-первых, изменился статус самих старых дев: сегодня они полноценные члены общества, часто вполне успешные. Кстати, само выражение «старая дева» постепенно выходит из употребления. Во-вторых, расширились возрастные рамки, определяющие принадлежность к данной категории. В-третьих, теперь не обязательно выходить замуж, чтобы не остаться старой девой..