Главный герой — матрос. Он влюбляется и старается сблизиться с ней. Причем это сближение начинается с того, что Мартин Иден (это имя героя) улавливает разницу между своим и ее состоянием (физическим и нравственным) и старается эту разницу уничтожить. «Став внимательней к внешности, Мартин быстро заметил разницу: у трудового люда штаны пузырятся на коленях, а у всех, кто рангом повыше, ровная складка идет от колен к башмакам. Узнал он и от чего так получается и вторгся в кухню сестры в поисках утюга и гладильной доски. Поначалу у него случилась беда: он непоправимо сжег одну пару брюк и купил новые…»
Некоторое время спустя Мартин вынужден пойти работать и нанимается в прачечную. Прачечная обслуживает гостиницу, постояльцы которой не только получают свежее и хорошо отглаженное постельное белье, но и свои вещи сдают в стирку. Работа тяжелая: «Все равно как грузить судно в тропиках…». «А в прачечной нечем было дышать. Утюг, который шипит, когда его тронешь мокрым пальцем, для Мартина и Джо был недостаточно горячий, их утюги так не попробуешь. Они проверяли утюг, поднося его близко к щеке, и определяли, хорош ли, полагаясь на какое-то таинственное чутье». (И это несмотря на то, что у них уже в то время была гладильная машина!)
Каждая хозяйка знает, что такое погладить белье — и нелегко, и долго. И ответственно, в конце концов. Вот вы знаете, как избежать двойной стрелки на брюках? Далеко не каждая жена может выполнить это простенькое условие! И есть много мужчин, которые делают это лучше своих жен и подруг.
Что главное в глажке? Конечно, утюг! И каждая хозяйка хочет, чтобы ее утюг был и легким, и удобным, чтобы сам гладил, в конце концов! Вторая составляющая процесса — гладильная доска. Она определяет удобство, скорость и качество. И третья составляющая процесса — гладильщик (или гладильщица). От квалификации этого последнего зависит ваш внешний вид.
С точки зрения лентяя — самое лучшее, когда ничего не надо гладить! А такое бывает, спросите вы? Представьте себе, да! И это удивляет до сих пор! В Израиле отношение к белью далеко не такое трепетное, как в России. Здесь можно ходить неглаженным — так принято! И это существенно упрощает жизнь!
Но если вы хотите заниматься глажкой — вам на помощь придут всякие умные утюги. От простейших и наидешевейших до сложнейших и дорогущих.
Есть утюги с небольшим сосудом для воды, которая превращается в пар и увлажняет белье. Есть такие, где воды побольше — это для тех, кто гладит много. Есть агрегаты для дома, рассчитанные на очень большое количество белья и не только постельного, но и тонкого, шелкового, как верхнего, так и нижнего.
А как вам агрегат, на котором рубашку можно погладить на весу (ее надует нагнетатель), а постельное белье, чтобы его не стягивало, притянет к доске вакуум-насос?
И вот тут есть подводные камешки, которые вы сможете распознать только дома, после покупки. Конечно, если вы покупаете утюг стоимостью в 30−40 долларов, риск невелик. А вот если машина, которую вы страстно захотели, стоит 1000 долларов, — есть предмет для раздумий.
И где же вас надувают? Причем надувают почти буквально. Итак, рубашку натягивают на гладильную доску, чтобы воздух поднял ткань и расправил ее (нагнетатель встроен в доску). Во время демонстрации все идет отлично. Наконец-то эта штучка у вас дома, вам еще раз показали, как ей пользоваться (это входит в пакет услуг), вы убедились, что можете делать все или почти все, что вам показали. Инструктор фирмы вас покидает. Вы постирали и начинаете гладить — и качество глажки вас совершенно не удовлетворяет. Хотя, как вам кажется, вы делали все, как надо!
Вы должны знать очень важную вещь: для демонстрации преимуществ новой гладильной доски инструктор специально подбирает вещи. Ткани не будут проглаживаться одинаково! О натуральном льне или хлопке вообще нечего говорить, их надо гладить только старыми тяжелыми утюгами, разогретыми до белого каления. А для демонстрации используют смешанные ткани, которые отлично проглаживаются и дешевенькими.
Конечно, этот недостаток не перечеркивает достоинства такого агрегата: устойчивость и большое количество воды (не надо дергаться и часто подливать воду в утюг).
(Почти анекдот — сценка из заводской жизни по поводу устойчивости. Завод выпускает гладильную доску. Завод вообще-то производит детали грузовиков, а доска — товар для народа, ширпотреб (если кто не знает — товар широкого потребления). И отношение к ней постольку-поскольку. А выпускать надо. Серьезно работать над ней и некому, и не хочется.
Планерка у директора. Начальники цехов, отделов, человек около полусотни. Дошли до разбора жалобы: доска неудобно раскладывается и неустойчива, упала на ноги. Директор завода: «Какой должна быть доска? Вот у меня дома доска: стукнул по ней раз — разложилась, стукнул второй — сложилась! А у нас что?» И тут голос подает начальник отдела технического контроля: «Да зачем это все, Юрий Иванович! Вот я прихожу домой, стукну по жене — белье постирано, второй раз стукну — белье поглажено!». Я уже не помню подробностей, но кажется, на этом обсуждение вопроса и закончилось.)
Из личного опыта могу сказать, что нет ничего лучше старого тяжелого утюга. Я хорошо помню, что прогладить толстые ткани можно было только таким, разогретым на плите (или плитке). А полотняные рубашки, а льняное белье! Пока нынешней пушинкой возишь из конца в конец — сто раз вспомнишь забытую всеми старину!
Нет, конечно, современные синтетические ткани можно спокойно гладить легким утюгом. Но вы посмотрите, как мода приспосабливается к современной технике: льняные вещи шьют так, чтобы их можно было носить неглаженными. Они по замыслу мятые!
История развивается по спирали. Очень может быть, что и старые тяжелые утюги вернутся в наш быт с новыми добавками и приспособлениями, ну там, с джазовыми мелодиями, с пневматическими подъемниками и с вибраторами — кто знает, что могут наворочать конструкторы и дизайнеры. Так что ждем очередного витка!.