Не спешите называть своего сына или дочь «трудным ребенком», возможно, он просто взрослеет. Возраст 13−14 лет — это объективно один из самых сложных периодов в жизни вашего ребенка. В этом возрасте обычно начинается половое созревание. Это кризисный период развития, этап взросления, достижения зрелости. Внешне он характеризуется тем, что самые послушные и воспитанные дети становятся грубыми и неуправляемыми, между ними и родителями возникает дистанция, которую родители преодолеть не могут, а дети не хотят. У подростков появляются свои тайны, свои излюбленные занятия, которые родителям часто кажутся пустым и бестолковым времяпрепровождением (например, многочасовое слушание рока, коллекционирование плакатов
Родительская позиция должна заключаться в полном понимании и принятии своего сына или дочери в этот период таким, каков он есть. Даже вопреки собственным устойчивым убеждениям. Постарайтесь проводить со своим ребенком побольше времени и, что самое главное, разделить с ним его увлечения. Причем притворство здесь не поможет. Дети в этом возрасте очень чувствительны и моментально распознают фальшь. Постарайтесь на самом деле найти что-то для себя интересное в том, чем увлечен он. Не отрицайте и не отвергайте все и сразу, ведь ребенок умных и добрых родителей не может увлекаться чем-либо уж совершенно никчемным. Прислушайтесь к музыке, которую слушает он, вникните в содержание его любимых компьютерных игр. Может быть, все это заинтересует чем-то и вас. Отнеситесь с уважением к формирующейся личности своего ребенка. Обычно детям не хватает именно этого.
Но все-таки давайте рассмотрим, кого же следует относить к «трудным» детям, чтобы вы смогли как-то для себя определиться. «Трудными» подростками принято считать детей с различными отклонениями в поведении. Поэтому часто к «трудным» относят детей, весьма непохожих друг на друга.
Но при этом существует одно важное общее свойство — это психическая незрелость, отставание от возрастных норм психического (но отнюдь не физического) развития. Иначе это называется инфантилизм. Таким детям обычно свойственна внушаемость, неумение или нежелание соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения, отсутствие логического мышления. Они склонны принимать быстрые решения, часто поступают импульсивно. Мальчики вспыльчивы, возбудимы, легко вступают в драки, бывают мстительными, злопамятными, могут проявлять жестокость. Девочки склонны к позерству, демонстративны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, обмороками, сердечными приступами. Они холодны и жестоки, их привязанности не слишком глубоки, и это проявляется в отношениях с окружающими.
«Трудные» дети ведут себя независимо, любят высказываться о своем нежелании учиться, демонстрируют неуважение к учителям, авторитет у сверстников завоевывают при помощи грубой силы. Такие подростки чаще всего становятся правонарушителями и чаще всего отвергаются коллективом одноклассников, но могут быть и неформальными лидерами.
Причины возникновения такого поведения могут быть самыми разнообразными, в том числе и психические отклонения и близкие к ним пограничные состояния. Возникновению такого поведения могут способствовать перенесенные в раннем детстве тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы, частые заболевания, ослабляющие организм. К факторам риска можно отнести и алкогольную интоксикацию плода во время беременности, последствия которой могут проявиться именно в переходном возрасте.
Только очень серьезное медицинское обследование может выявить эти отклонения, а также зарождающиеся психические заболевания. Хотя это крайне трудно сделать в подростковом возрасте. Даже очень опытному врачу необходимо достаточно длительное обследование такого ребенка, прежде чем определить что это — особенности характера или психическое заболевание. И это практически невозможно определить самим родителям. Лучше не гадать, не ждать годами, а просто сходить к психоневрологу! Поверьте, это не будет лишним!