Ко мне подошла девочка-подросток, и очень вежливо задала вопрос:
— Извините, пожалуйста, а что это Вы делаете?
— Валяю! — не поднимая головы, буркнула в ответ я.
Потом усовестилась, взглянула на девочку и тихо умилилась. Перед скамейкой стояла типичная отличница, лет двенадцати, со стянутыми в аккуратный хвостик волосами, очками на конопатом носике и с выражением глубочайшего интереса на лице. Вздохнув и в очередной раз осознав, что придется продолжить диалог о валянии, вместо самого процесса, я показала девочке зазубрины на игле звездчатого сечения и рассказала про азы фильдцевания, попутно объяснив саму суть процесса.
— А по толщине все иглы одинаковые? — допытывалась моя собеседница, усаживаясь на скамейку поближе ко мне и внимательно разглядывая сечение иглы. Пришлось объяснять, что иглы бывают разные, они отличаются по номерам и по тому, для чего они предназначены.
- Иглы треугольного сечения, № 36, используются для создания основной формы из сливера. Такие же, но под номером 40 — для обваливания основной формы цветной шерстью, а вот как раз иглы звездчатого сечения № 38 — для выравнивания поверхности игрушки. Корончатые же иглы № 36−38 (примерно) — для отделочных работ (прикрепления пятнышка, полосочек уже поверх изделия). Номер иглы показывает ее толщину. Чем выше номер, чем тоньше игла и меньше зазубрин. Чем толще игла, тем быстрее фильдцует, тем больше дырочки, которые она оставляет в игрушке. Для начала валяния подходят иглы с номерами 32−36, потом нужно брать более тонкие иглы (№ 38−40) для более тонкой проработки. Звездчатое сечение применяется тогда, когда игла уже не оставляет больших отверстий в игрушке, на более поздних этапах валяния. На иглах звездчатого сечения бороздки расположены на 4 гранях иглы, а на треугольных иглах — на 3 углах. — С собой у меня была именно такая игла, ведь основу и каркас из проволоки я сделала дома.
— Спасибо Вам большое, — вежливо поблагодарила девочка и зашагала куда-то, глубоко задумавшись над процессом валяния. Меня же из подобной задумчивости этим вечером вывел телефонный звонок.
— Алло, — я искренне рада была услышать в телефонной трубке голос своей любимой свекрови. Диалоги о валянии продолжались, теперь уже по телефону.
— Алена, привет! Как вы там? Как дети? — услышав историю о том, как её любимые внуки валяли (Анечка — дочка брата мужа моего), бабушка веселится от души, потом вдруг вспоминает. — Да, кстати, я такую книгу видела — про картины из шерсти, это тоже валяние?
— Конечно, только это уже фелтинг, который как «вид рукоделия дамского» несколько отличается от производства войлока, но принцип остается тем же — шерсть+мыло+вода+дамские ручки, — с увлечением принимаюсь рассказывать я.
— А как картины-то делаются? — допытывается свекровь, сама рьяная рукодельница. Она приоритетным направлением выбрала керамику, и поэтому весьма далека от терминов и технологий валяния. Заглянув с трубкой в руке в подозрительно притихшую детскую и обнаружив внуков моей свекрови, мирно разглядывающих книжку, я начинаю рассказ о фелтинге — мокром, мыльном, плоском валянии.
— Классический, самый древний способ «мокрого» валяния — это уминание шерсти руками при помощи воды и мыла, которое и обеспечивает щелочную среду. Метод прост: волокна шерсти раскладывают ровными кусками вдоль и поперек слоями друг на друга, при этом образуется мягкое абстрактное полотно, возможно даже с неким задуманным рисунком, и вот это-то все и предстоит превратить в кусок войлока. Все слои обильно пропитывают мыльным раствором для уплотнения шерстяной массы, а затем тщательно растирают каждый участок руками. Когда волокна уже достаточно свалялись, полотно сворачивают в рулон и далее катают (валяют) валик до полного сваливания. Так можно свалять сумки, ковры, шарфы, да и картины тоже. — Рассказываю торопливо, обещаю «кинуть ссылку» на соответствующий сайт, и, быстро попрощавшись, возвращаюсь в детскую.
Малыши устали, притихли, мы спокойно читаем книжку, и за Аней, наконец, приходят родители. Уже собравшись уходить, племяшка спохватывается, что забыла девочку свою валяную, забирает и отдает её папе. Тот в недоумении крутит в руках шедевр и, пожав плечами, засовывает в карман куртки. Несколько обиженная его пренебрежительным, по обыкновению, отношением, я мщу, и месть моя ужасна!
— Анютка, это тебе, возьмешь домой. На первое время хватит, а потом папа еще купит! — протягиваю пакетик, куда тут же и ныряет любопытный носик малышки.
— Ой, тетя Аленочка, спасибо большое! — радостно верещит счастливое дитя, обнаружив в пакете несколько лент топса разного цвета и пластмассовую пробирку с иголками. Предоставив молодым родителям самим доходить до сути валяния, я, закрыв за ними дверь и уложив предварительно выкупанного сынулю спать, снова усаживаюсь в кресло.
Работа не идет, включаю компьютер и проверяю почту. Обнаружив уведомление о получении частного письма на одном из популярных рукодельных форумов, я перехожу туда и читаю ЧаПи от валяльной своей приятельницы, Ларисы. Она собирается заказывать шерсть-меринос в Латвии и предлагает присоединиться к ней, памятуя о том, что у меня уже есть некоторый опыт в заказах через интернет-магазины. Сообщаю ей о своем согласии на участие в данном мероприятии и невольно вспоминаю, как начиналось мое знакомство с различными видами непряденой шерсти. Но это уже совсем другая история, почти без диалогов.