Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основным условием развития. Предпочитая воспитание считать основным условием развития, ученые активно изучают факторы внешней среды (поведение матери, количество детей в семье, теснота жилья и пр.), их влияние на процесс становления личности ребенка. Однако следует отметить, что ученые, имеющие различные взгляды на основное условие развития, наблюдая одну и ту же форму поведения, могут совершенно различно описывать процессы, которые привели к ее развитию.
Например, ученый — сторонник приоритета наследственности и биологических факторов, может объяснить то, что дошкольник придумывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной незрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве соответствующего поведения такие социально-педагогические вещи как изоляцию, недостаток чуткости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.
Таким образом, нет единства по этому вопросу среди ученых. Родители также различным образом отвечают на этот вопрос, демонстрируя диаметральную противоположность мнений:
• Когда я задумываюсь над этим вопросом, у меня сразу встает перед глазами граф Монте-Кристо… Ведь воспитал же из простого моряка аббат Фариа аристократа… Поэтому я считаю, что больше 70−80% личности можно заложить воспитанием.
• Мне кажется, воспитание очень важно!!!
Более того, воспитанием занимаются все: начиная с семьи, продолжая детсадом-школой-ВУЗом, заканчивая корпоративной культурой,
• Что ставить целью воспитания, в смысле как на него смотреть. Поскольку я верю в Бога, то я верю, что в отношении каждой созданной Господом души у Него есть прекрасный божественный замысел. В задачу родителей не входит разгадать загадку этого замысла, но — создать обстановку любви, «наибольшего благоприятствования» для расцветания каждого уникального цветка, человеческой души. В этом смысле, наилучших результатов добьётся, с моей точки зрения, тот родитель, который не пытается ломать и строить ребёнка, лишать его радости и вести его за руку к неким общественным стандартам. Первое правило воспитания — с РАДОСТЬЮ и трепетом принять свою вторичность — то есть признать потрясающую красоту и правомерность того, что уже до нас создано Богом. Второе правило — постараться воспитывать ребёнка в русле этого божественного замысла: слушать свою совесть, например. И вот на этом пути воспитание может принести прекрасные плоды… вплоть до 100%.
• Поскольку я сторонник реинкарнации (в смысле череды человеческих воплощений), то воспитание — это не более чем огранка доверенного нам драгоценного камня. Но это всё равно очень важная и ответственная задача — мы не можем создать в ребёнке жизненную энергию, но мы можем помочь выбрать вектор её применения. Иначе говоря, если накопления прошлых жизней не позволяют ребёнку быть яркой личностью, то мы не сможем сделать из него гения. А вот если в ребёнке заложено много, то во многом от нас зависит — будет ли это гений или злодей.
• А я вот смотрю на детей. Они совершенны от природы. Воспитанием как бы не испортить… — говорят мамы детей от двух до пятнадцати лет.
Как можно отметить, разброс мнений велик и разнообразен: от 70−80%, и даже 100%, при некоторых оговорках, значимости воспитания до того, что воспитанием можно испортить заложенное природой.