Если вещь выбрасывают, она оказывается на свалке, очень может быть, что ее история на этом закончится. А если ее подобрали — она еще будет жить, но уже другой жизнью, с другими историями.
А вам хоть раз в жизни удалось покопаться в свалке? И найти что-нибудь интересное? Вам кажется это противным: вонь, грязь, что там может быть интересного?! А вот я вам скажу, что когда мне нужно было найти кусок стальной проволоки или подшибник для самоката (не думайте, что это ошибка, в детстве я думал, что так и пишется, с буквой «Б»), я отправлялся на свалку. Благо она была очень близко к дому: на задворках управления «Челябэнерго» на улице Труда можно было найти не только это. Однажды я принес литое из чугуна бра. И мама, которая обычно старалась уговорить меня выбрасывать то, что я находил, сказала, чтобы я его оставил. И это бра несколько лет лежало вместе с другими полезными (и не очень вещами), пока в момент переезда его не выкинули, теперь уже совсем (наверное).
А что происходит с выброшенными из дома вещами, вы не задумывались? У некоторых из них жизнь продолжается, и временами эта жизнь складывается очень интересно. Как пример: я помогал одной довольно зажиточной семье переехать из дома в дом (переезд был по случаю большого ремонта и частичной перестройки). Хозяйка выставила на выброс несколько статуэток. Я спросил, могу ли я это взять, она сказала: «Да, они мне надоели». С тех пор прошло лет десять, мне они не надоели.
Старую одежду, мебель, картины иногда выставляют около дома: отсюда можно взять все, что понравится. Здесь может быть и стол для компьютера, совершенно пригодный, и стулья, и кресла. Кое-что требует чистки или минимального ремонта, а если у проходящего мимо есть руки и возможности — вещь переходит к нему и продолжает служить.
Есть вид промысла, который живет по сей день — старьевщик. Раньше старьевщик ездил на телеге, собирал лом цветных металлов, кости, тряпки, которые ему несли ребята в обмен на глиняные свистульки, надувные шарики, бенгальские огни и еще какую-то мелочь. Сегодня старьевщик ездит на машине, электронным голосом возвещая о своем присутствии: «Старые вещи, старые вещи!» Он собирает ненужные и неработающие электроприборы, холодильники, стиральные, сушильные и моечные машины, старую мебель, кондиционеры. Иногда он за это платит. Чаще всего получает бесплатно, лишь бы забрал. Все это едет к ремонтникам, восстанавливается (если это можно восстановить) и продается на блошином рынке.
А если вещи попадают в мусорные баки, для них это конец? Вовсе нет! Первыми их перебирают специалисты, которые готовят мусор к отправке на свалку: они просматривают все до самого дна. Иногда что-то попадается, в основном, посуда (фарфор, металл). Следующий этап — те, кто работает на мусороуборочных машинах. Они тоже кое-что вылавливают. Последний этап обработки — сама свалка. И там бывают интересные находки.
Ну, а куда все это девать? Все эти люди имеют постоянных скупщиков на блошином рынке. И после минимальной обработки (чистки) все это поступает в продажу.
Старые вещи извлекают не только из мусора. Во время ремонтов жилья, продажи квартир новые владельцы, как правило, выбрасывают все, что осталось от прежних хозяев. Вот здесь может быть и живопись, и графика, и мелкая пластика, и старые документы. Иногда вещи выбрасываются за ненадобностью, иногда — в связи с переездом. Один из моих знакомых, переезжая на новую квартиру, оставил все: посуду, мебель. Тот, кто въехал за ним, вероятно, большую часть выбросит. Причем не сломанное, а еще вполне пригодное к употреблению. Вот эти вещи вполне могут продолжить историю.
Почему вещи оказываются ненужными, даже если они сохранили внешний вид и работоспособность? Потому что владельцы зачастую не знают о рыночной стоимости того, что они приговорили к свалке. И не хотят знать, предполагая (в большинстве случаев — совершенно справедливо), что вещь ничего не стоит и возиться с ее оценкой — себе дороже будет. Сейчас этот процесс (оценки) упрощен интернетом: можно найти на аукционных сайтах нечто подобное или точно такое же, можно выставить на интернет-аукцион и таким образом узнать, есть ли спрос на то, что вы хотите продать. Можно попытаться получить приблизительную оценку стоимости (дать запрос экспертам).
Так что не торопитесь выбрасывать! Может быть, в ваших руках нечто! И знание стоимости этого нечта продлит ему жизнь и историю!
Вместо послесловия. «Во всех выставленных на продажу вещах настоящее только то, что они были кому-то нужны, служили службу и дружили дружбу. Теперь осталась одна оболочка. Любой из стоящих над ними хозяев — не хозяин, а перекупщик или наследник. Мы имеем перед глазами сконденсированную в виде б/у привидений историю Европы, передней Азии и северной Африки, но не систематизированную, а так сказать, вещевую, в ошметках и отходах.»
Микки Вульф. Призраки Израиля. Литературно-художественный альманах «Роза ветров», Тель-Авив, 2001, 1 (13), стр. 137