А если дела обстоят не столь благополучно, как тогда родителям помочь своим детям преодолеть многие трудности, с которыми им придётся столкнуться? Как вести себя, чтобы добиться положительных результатов?
Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы создать ребёнку благоприятные условия для занятий. Он должен делать уроки в определённом удобном, привычном для него месте, имея под рукой всё необходимое.
Тишина и правильный режим занятий — необходимые условия для продуктивной работы. Это известные истины. Однако есть некоторые возможные ситуации, на которые нужно обратить внимание, прежде чем ваш ребёнок сядет за уроки.
1. Не встречайте сына или дочь, возвратившихся из школы, напоминаниями о том, что необходимо вовремя выполнить уроки. Есть немало других, более интересных для ребенка тем.
2. Не начинайте бесед с детьми с ворчливых припоминаний их прошлых неудач: этим вы сразу отталкиваете ребенка! Ответная его мысль, если он сможет контролировать свои мысли и переживания, будет следующей: «И поговорить родителям со мной не о чем. Кроме упреков, ничего от них не дождешься».
3. Не опекайте ребёнка на каждом шагу, не нервируйте его своими чрезмерными заботами, особенно в те моменты, когда вы оба неспокойны, взвинчены. Успокойтесь сначала сами и дайте успокоиться ему.
4. «Не стойте над душой» перед началом уроков. Дайте возможность ему начать работу самому, даже если он «тянет резину». Не превращайте приготовление уроков в повинность или, что еще хуже, в наказание за предшествующие промахи!
5. Не пугайте ребенка предстоящими трудностями. Этим вы только снижаете уровень его активности.
6. Не давайте ребёнку в этот момент других поручений, не мешайте ему посторонними разговорами. Пусть он видит, что вы уважительно и серьёзно относитесь к его урокам. Тогда и у него будет формироваться ответственное отношение к делу.
Но вот ребёнок уже работает. На что нужно обратить внимание, чтобы облегчить начало его работы?
1. Не обязательно начинать с самого трудного. Есть дети, которым нужно время для «раскачки», им лучше начинать с легких заданий, завершая дело выполнением трудных. А вот быстро утомляющимся лучше начинать с более сложного.
2. Не забывайте время от времени (но не всякий раз) проверять, на правильном ли ребенок пути в выполнении задания. Однако старайтесь не мешать ему самому думать. Не стойте над ним во время работы.
3. Не отвлекайте ребенка во время приготовления уроков вопросами, не имеющими отношения к данному материалу. Воздерживайтесь от интересных разговоров с другими членами семьи. Вспомните, как охотно мы сами отвлекаемся на постороннее во время работы.
Ребёнок закончил выполнение уроков, и ваша задача — закрепить его положительное отношение к домашним учебным занятиям. Здесь вы тоже должны проявить педагогический такт.
1. Не злитесь, обнаружив ошибки, не упрекайте его. Вспомните, сколько раз с вами случалось такое же.
2. Не припоминайте, увидев сделанные ребёнком ошибки, все его предшествующие прегрешения, все его промахи, иначе укорените в нём чувство страха перед уроками и перед вами.
3. Не оставляйте ошибки, сделанные накануне, без внимания и после того, как ребёнок вернётся из школы. Доброжелательно обсудите с ним причину ошибки и дальнейшие действия по её предупреждению.
4. Не упускайте случая похвалить ребенка! Даже если работа выполнена неверно, усилия определенные он затратил, и всегда можно найти какую-то малость в работе, достойную похвалы: красиво! сегодня лучше, чем вчера! Иногда достаточно беглого знака, выражающего вашу одобрительную реакцию.
5. Внушите ребёнку, что смысл его учения — прочные знания и честно заработанные оценки. Не очень приятное впечатление производят ученики, выпрашивающие хорошие оценки.
А в заключение хочется напомнить слова