Выглянув во двор, я лицезрела такую картину: трёхлетняя Анюта вышла на прогулку с новеньким синим мячиком, который тут же вызвал интерес активного Миши. Миша совершил покушение на чужое «сокровище», за что пребольно получил в лоб лопаткой от Анюты.
Разгорелась нешуточная баталия: верещание и слёзы. Пока мамы пострадавших залечивали раны (физические и душевные) обоих «бойцов», мой шустрый отпрыск тихим сапом «увёл» вожделенный мяч, забился с ним в угол деревянного домика и на все увещевания старшей дочери отдать чужую игрушку отвечал криками, что делать этого не намерен, поскольку является жадиной.
Из-за мяча попало всем троим, и в итоге другие «обитатели» площадки жадинами признали все три стороны: Анюту, не пожелавшую делиться, Мишу, тянущего алчные ручонки к чужим игрушкам, и моего Алексея, раз он сам в этом признался.
В советские времена за подобное поведение малышей наверняка бы осудили, поскольку бытующий лозунг «Всё — наше, всё — колхозное!» призывал к совместному владению нажитым и равному распределению всех благ.
В наше время — всё по-другому. Развитие частной собственности привело к тому, что любой психолог скажет, что малыш вовсе не обязан делиться своими игрушками и имеет полное право на жадность и отстаивание собственных интересов. Но лично меня подобное поведение сына не совсем устраивает, да и у окружающих, думаю, особой симпатии не вызывает. Поэтому возникает вопрос: как научить кроху делиться?
Станьте примером для своего малыша. Если вы постоянно твердите ему: «Быстренько кушай кашку, а то придёт киска (папа, сестрёнка) и всё съест!», то сами подстёгиваете в крохе жадность: «Не хочу, но съем, чтоб другому не досталось!»
Покажите ребёнку, что все люди вокруг делятся, и он невольно будет копировать ваше поведение.
Признайте за малышом право на «свои» игрушки. У каждого взрослого есть те вещи, которые он не пожелает одолжить никому другому: деньги, автомобиль, компьютер
Попробуйте помочь деткам организовать совместную игру, когда каждый будет пользоваться понравившейся игрушкой по очереди (перекидывание мяча, разломите мелок, пусть рисуют вместе
Вспомните, что мысль материальна, а тем более, слово! Хвалите малыша за любое проявление великодушия, подчёркивайте, что он самый щедрый и добрый человечек на свете. Похвала имеет огромную силу, а одобрение взрослых — хорошее подспорье для крохи, который ещё только учится строить взаимоотношения.
Психологи советуют завести малышу братика или сестрёнку: мол, так ему волей-неволей придётся научиться делиться (и не только игрушками, но даже родительским вниманием и любовью). Честно признаться, моим деткам этот способ не помог: со старшей дочерью проблем не возникло, а жадничать начал маленький, которому непременно нужно было именно то, что в данный момент хотела взять дочка.
Чаще давайте ребёнку «поручения поделиться» (проверено: отлично действует): «Вот тебе яблоко, а вот это яблочко отнеси Саше». Так, совершенно безболезненно и ни чем не жертвуя, малыш учится щедрости, по сути выполняя ваше поручение, да ещё и удовольствие получает от вашей похвалы и удовлетворения от проделанной «работы».
Читайте малышу сказки (о благотворном влиянии сказкотерапии написано много), они учат малыша понятиям о добре и зле, правильному восприятию мира и окружающей действительности.
Не провоцируйте сами таких ситуаций, когда малышу приходится что-то «отрывать от себя». Например, он давно хотел получить какую-то игрушку, и вы покупаете такую, только не своему ребёнку, а в подарок на день рождения его другу. Не удивляйтесь, что в этой ситуации ваш кроха сильно огорчится. Но это вовсе не жадность! И самый простой выход, если вы не можете пока купить своему чаду вожделенное, приобрести его другу в подарок то, что уже есть у вашего малыша.
Если все усилия напрасны, остаётся последний способ, а именно… подождать. Со временем малыш научится управлять своими отрицательными эмоциями и недовольством. А вы вновь поможете ему стать щедрым, покажете, как важна дружеская помощь и взаимовыручка.