В детстве много раз слышал от окружающих, что заглядывать в окна — некрасиво, неприлично. И вообще, как бы ты сам себя чувствовал, если бы за тобой подглядывали?
Оно, конечно, это правильно! Но тут уместно вспомнить героиню польского юмора Кретю Патачкувну, которая все время приговаривала: «Терпеть не могу передавать сплетни! Но что с ними еще делать?!» Так и с окнами: ну как не посмотреть в окно, когда оно такое интересное? Например, шторы. Всякие: где простенькие занавесочки, где роскошные гардины.
А за окнами! Шторы иногда не закрыты (или их вообще нет). А в комнатах — что хочешь! Здесь тебе и кухни на разный манер, и залы с телевизорами и креслами, и стеллажи с книгами по всем стенам. А люстры! А светильники! Картины на стенах! Стиль жизни, в конце концов!
Иногда шторы закрыты наглухо, даже неинтересно. Но здесь можно использовать стробоскопический эффект: если есть хотя бы маленькие щели, то при движении мимо них можно что-то мельком увидеть. А если вы никуда не торопитесь, то можно пройтись туда-сюда несколько раз, чтобы уточнить картинку (если это не очень получается на шторах, то на заборах — намного лучше; и чем меньше видно, тем больше раздирает любопытство: а что там есть?).
Иногда шторы превращаются в экран теневого театра, на них двигаются силуэты. Вот где простор для фантазии! И все моментально прекращается, когда гасят свет.
Между прочим, высота окон не является чем-то критичным. Конечно, рассматривать окна и заглядывать в них удобнее, если они на уровне глаз. Но даже если они на четвертом и пятом этаже — все равно некоторые детали можно увидеть. И даже особых усилий для этого не нужно.
Есть у евреев праздник Ханука. 8 дней зажигают свечи в специальном подсвечнике, который называется «ханукия». По обычаю ханукию выставляют на окно. И если вы в эти дни побываете вечером в Бней Браке — израильском городе, где преимущественно живут верующие евреи, вы увидите практически в каждом окне ханукию. Это выглядит очень красиво!
Но есть еще одна любопытная особенность: количество таких светильников на окне говорит о том, сколько мужчин в этом доме! (Правда, такой обычай принят не у всех верующих евреев).
И еще: в 24 главе книги Числа в 5 стихе говорится: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» Так вот Раши, один из известнейших толкователей Талмуда, пишет, что такое восхищение жилищами евреев было вызвано расположением входов в шатры: они никогда не смотрели друг на друга! Только теперь становится понятно, почему я все время слышал: «Не заглядывай в окна, это неприлично!»
А сейчас я хочу вспомнить старую песню о московских окнах (музыка Т. Хренникова, слова М. Матусовского):
Вот опять небес темнеет высь.
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья, и дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Пара слов о человеке, который произносит такие слова (подчеркиваю: я не отождествляю его с автором песни): он любит смотреть в окна и делает это каждый день (или почти каждый день). Мало того, он знает, что за этими окнами свершается нечто, от чего может перехватить дыхание (заметим, все происходит в темное время суток)!
Я могу под окнами мечтать,
Я могу как книги их читать.
И заветный свет храня, и волнуя, и маня,
Они как люди смотрят на меня.
Это человек обладает огромной фантазией: что не увидит, то домыслит! И он с неуемной страстью стремится вновь и вновь заглянуть в окна друзей (Зачем? Может быть, чтобы назавтра обрушить на своего друга ворох каких-то подробностей из его жизни?).
Я как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.
Этот человек — не только лирик, он еще и необычайно постоянен в своих привязанностях! Он обладает великим даром: любить один раз на всю жизнь! Правда, ему не сладко, его любовь не только безответна — она безнадежна! Он — какое-то подобие кавалера Де Грие (Шодерло де Лакло, «Манон Леско»)! Почему? Если бы любовь была взаимной — что ему делать под ее окнами? Ему можно и позавидовать, и глубоко посочувствовать!
В общем, для некоторых смотреть в окна (проще говоря, подглядывать) — это стиль жизни. А если и вам невмоготу? Это неприлично, но: что с окнами еще делать?