Поступая подобным образом, родители, говоря языком менеджмента, «делегируют полномочия». Кто читал детям книжки полвека или век назад, рассказывал сказки, по ходу отвечал на вопросы? Правильно, родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Они передавали подрастающему поколению часть себя, свое мировоззрение, свою культуру. Растили себе подобных, действиями своими подтверждая пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Мультик — та же сказка или книжка, только картинки в ней двигаются и разговаривают. И сказку эту вашему малышу «рассказывает» не бабушка и не дедушка, а неизвестный «дядя» с неизвестным вам характером и мировоззрением. Кому родители доверяют самое драгоценное, чем обладают — собственных детей? Попробуйте «убить» какое-то время на «бесцельный» просмотр детских мультяшек. Разберитесь, о чем «рассказывает» «дядя» и какая польза вашему ребенку от такого рассказа.
Сказка формирует в детском сознании фундамент, на котором он будет строить свое понимание мира и взаимоотношений. Образы добра и зла, друзей и врагов, женщины-матери формируются на основе поведения сказочных героев.
Проанализируйте женские образы современных мультфильмов. Даже в красивых и внешне мягких диснеевских лентах образ женщины лишается романтического ореола. Мультяшные героини формируют в сознании девочки стереотип этакого эмансипированного, резкого и жестокого поведения. Девальвируются и высмеиваются традиционные женские качества — застенчивость, бескорыстие, скромность. И даже материнство перестает быть важным, показывается как неизбежный физиологический процесс. Мальчики получают первый урок того, какой должна быть женщина. К этому образу, как к идеалу они будут стремиться всю свою жизнь.
Можно предположить, что мультик просто отражает то, что происходит в нашей жизни. Возможно. Но авторы активно применяют специальные приемы, направленные не просто на отражение на экране реальности, а воздействующие на неокрепшую психику. Причем, реальность отходит на второй план, в головы мальчишек и девчонок вбивается нужная кому-то поведенческая модель.
Дети реагируют на яркие краски. Именно ими раскрашены «положительные» герои. От начала фильма и до самого конца детский взгляд прикован именно к главным героям, цвет не дает возможности отвлечься. Все, что делает главный герой, фиксируется, отмечается как положительное и запоминается.
Но к несомненно положительным поступкам образца для подражания «незаметно» подмешиваются некоторые «особенности». Например, выражение ярости на лице и агрессивный оскал зубов у цыганки из «Горбуна из Нотр-Дама», драки Жасмин из «Аладдина» и принцессы-тролльши из «Шрека».
Подобные «мелочи» готовят ребенка к демонстрации садизма и издевательств в чистом виде. Плакали ли ваши дети, просматривая «Шрека», когда дуэт принцессы и птички заканчивается гибелью последней, «случайным» взрывом? Уверен, что нет. Не для этого старались авторы мультфильма. Эпизод показан очень весело, но по сути это красочно прорисованное убийство.
Может быть, кого-то взволновала судьба птичьих яиц из осиротевшего гнезда? Впрочем, что тут мелочиться, птички-то все равно уж нет. Можно «проявить учтивость» и приготовить своим спутникам легкий завтрак — аппетитно шипящую глазунью. На фоне таких событий надувание воздушных шариков из лягушек кажется уже совсем невинным развлечением.
В сказке о царевне-лягушке невзрачное земноводное превращается в добродетельную красавицу. «Шрек» демонстрирует метаморфозу прямо противоположную, но замаскированную весельем и красками от поверхностного взгляда.
О других «незаметных особенностях» современных западных мультфильмов поговорим в следующей части статьи.