Не буду оригинальным, если скажу, что современное телевидение совершенно не способствует хоть мало-мальскому положительному воспитанию подростков. Да и как оно может хоть чему-то хорошему научить молодежь, если герои любимых фильмов — киллеры, воры в законе и девушки легкого поведения. Если в неизвестном направлении исчез призыв с экрана «Позвоните родителям», а вместо этого мы только и слышим: «Бери от жизни все», «Ночью дешевле», «Все входящие — бесплатно» и дикие реплики киногероев, перемешанные с нецензурной лексикой?
Что нам покажут сегодня? Мы с жадностью хватаем программу телепередач на следующую неделю и обижаемся на разные телеканалы, если они в одно и то же время покажут «Терминатора» и «Универсального солдата». Как же они могли так с нами поступить?! Ведь эти фильмы так познавательны!
Однажды мне пришло в голову провести расчеты за одну отдельную неделю, чего больше на нашем телевидении, и вот к какому выводу я пришел. Общее эфирное время вещания пяти основных телеканалов в моем родном городе составляет 656 часов. Из них: фильмы — 18% (большую часть из которых составляет зарубежное «творчество»); сериалы — 23% (в этой номинации российские режиссеры уже далеко переплюнули западных коллег); криминальные новости — 6,5%; познавательные программы — 7,5% и детские телепередачи — всего лишь 3%. Остальное время (42%) занимают так называемые развлекательные программы, от которых невольно внутреннее содрогаешься.
Отдельная история, конечно же, с рекламой. Благодаря заботе ее изготовителей, наши дети на переменах в школе питаются не супом или картофельным пюре с котлетой, а чипсами, арахисом или сухариками, пьют не горячий чай, а начиненную ядовитой химией «Фанту» или «Кока-колу». Исключения составляют только коммерческие средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения.
Что же касается рекламы пива, то сколько бы мы не сотрясали воздух, факт остается фактом — молодежь продолжает спиваться. Почему же подростки все чаще предпочитают покупать именно пиво, а не, к примеру, пачку обыкновенного сока? Ответ прост — любимые всем народом акции: собери десять крышечек и получи двухнедельную путевку на двоих в Австралию. Заманчиво? Конечно же, ведь для этого надо всего лишь выпить как минимум десять бутылок, купить конверт и параллельно «заработать» язву желудка, действующую уже не две недели, а, в лучшем случае, несколько десятков лет, или так называемый пивной алкоголизм, от которого избавиться будет еще труднее.
Несколько лет назад на федеральном уровне приняли закон, запрещающий показывать подобные рекламные ролики до 10 часов вечера. Да, закон действует, однако в 1 минуту одиннадцатого начинается «убойная» череда этих «фильмов», прославляющих пиво всех сортов, с заманчивыми предложениями выиграть призы от плеера до романтического отдыха за границей. Проблема в том, что никто из рекламодателей не знает (или не хочет знать), сколько детей и подростков допоздна сидят перед этим волшебным «ящиком» и мечтают о том, что они обязательно «скатаются» во Францию или Италию. И какой «романтический отдых» получится после такого «литража»? Только если в отделении местной больницы.
А как обстоит дело с таким действительно познавательным проведением досуга, как чтение книг? Увы, но под воздействием телевидения сознание современной молодежи деградирует. Уже стали абсолютно нормальными реплики типа «Нашел дурака книги читать, лучше телек посмотрю» или «Представляешь, мой друг читает книги, телевизор не смотрит, и даже „Дом-2“ ему не нравится!» Каково? Книга стала злом для подростка! Еще бы — для этого нужны хоть какие-то телодвижения, а так нажал кнопку и лежи, не двигаясь, пока самому не надоест. И это, как ни странно, идет уже с глубокого детства.
Однажды мы с другом гуляли по магазинам (грелись — была зима). Возле витрины с канцелярскими и школьными принадлежностями он остановился и долго что-то рассматривал. На мой вопрос: «Что интересного увидел?» он указал мне на тетрадку, на которой был нарисован какой-то робот, и сказал: «Представь, что лет через двадцать так будут выглядеть наши дети!» И мне стало не по себе — он абсолютно прав, достаточно лишь взглянуть на нынешние «цветки жизни»: заторможенность, лексика из телевизионных программ и фильмов, апатия к образованию. И все сводится к банальным вербальным действиям: встать, сесть, повернуться, нажать на кнопку, словно это уже не человек, а компьютер, они — словно технический прибор после нажатия кнопки.
Конечно, необходимо учитывать многие факторы, но огромную роль в этом играет именно наше современное российское телевидение, когда на экране большую часть времени показывают не фильмы про счастливые семьи или животных, а бесконечную кровь и насилие. Очень мало познавательных программ и огромное количество совершенно диких детских зарубежных мультфильмов типа «Покемоны» и тому подобное.
Когда-то наши родители радовались появлению в нашей стране телевидения, теперь многие проклинают тот славный для советского народа день. И я их отлично понимаю.