Мама измотана всем до крайности: физически и морально тяжело, а выход из такой ситуации? Или такой ребенок живет дома, или в общежитии (интернате) для таких же под присмотром вожатых и инструкторов.
Кто такой умственно отсталый человек? Вроде, видно сразу. Но обществу нужны объективные, количественные критерии. И прежде всего для того, чтобы обеспечить таким людям социальную поддержку. Есть точка зрения, что умственно отсталый — это человек, у которого усвояемость ниже какого-то уровня, IQ от такого-то до такого-то. Наука идет вперед, исследует возможности таких людей, и формулировки меняются. Сегодня говорят, что IQ может быть достаточно высоким (а человек остается умственно отсталым).
Рассказывает инструктор Ира Эпштейн: «Умственно отсталого человека характеризует низкий уровень усвояемости материала и отсутствие способности рассуждать, найти связи между событиями. Например, выстроить логическую цепочку: «На улице дождь, холодно, я должен одеться тепло». Способность рассуждать отсутствует, он не видит на 2−3 шага вперед, хотя может удивить. Если долго его тренировать, он может начать рассуждать. Но это скорее исключение, чем правило.
Если человек характеризуется как умственно отсталый, это не значит, что у него есть проблемы поведения или он душевнобольной. Бывает пограничный вариант, и можно такого человека поселить среди нормальных людей, в обычном жилом доме, но чтобы это не мешало окружающим. Он может принимать какие-то лекарства, вести себя более или менее уравновешенно, так что только персонал знает об этих проблемах. Если нет и он проблематичен — он должен жить дома или в закрытом учреждении.
Один из моих подопечных работал на свободном рынке труда, он очень растолстел с годами, располнел, раздобрел, его вес при относительно небольшом росте приблизился к 160 кг. Его перевели на фабрику для умственно отсталых: на этой фабрике есть надзор, думали, что будут видеть, что и сколько он ест, и он не сможет получить больше, чем дают ему на обед. Порции хорошие, мясо каждый день, но порция — это порция.
Он не смог похудеть и придумал что-то новое: начал просить еду у соседей. Прошлись по соседям, объяснили им, что при 160 кг он не умрет голодной смертью, не давайте ему, у нас все есть, и он должен похудеть. Тогда он начал собирать еду в мусорных баках, чего никогда с ним не было.
Вообще такие люди быстро привыкают к хорошей, качественной жизни, быстро запоминают, что можно, что нельзя. Большинство из них очень старается (даже те, у которых интеллект пониже) вести себя хорошо. Как маленькие дети! Да, в два года ребенок еще может взять что-то с пола, в четыре года — уже вряд ли. В шесть лет — чего вдруг?
Еда из мусора — это уже грозило его жизни. Он не только не похудел. Он ел испорченную пищу и мог просто отравиться. Семья не могла держать его дома, в итоге он оказался в закрытом учреждении.
Другой подопечный — с синдромом Дауна. Мальчик очень развитый, очень сообразительный, не принимает ничей авторитет. Периодически, когда он попадал в новую квартиру (его переводили несколько раз из одного места в другое), он старался произвести впечатление: худел, хорошо себя вел. А потом начинал расшвыривать вещи. Он не душевнобольной. Это просто очень плохо воспитанный человек. Его вернули обратно матери, потому что он начал поднимать руку на остальных подопечных. Ему бы подошло какое-нибудь закрытое заведение, но мать сказала «нет».
Ему очень скучно, он звонит в места, где он жил, звонит постоянно, но ничего не поделаешь. Мы ему объясняем: «Ты мог взять себя в руки, мог вести себя нормально. Ты вышел за рамки приличия и не можешь жить с остальными людьми, потому что ты не хочешь нести ответственность за свое поведение». Точно так же, как мы бы объясняли маленькому ребенку, почему нельзя кидать песок в глаза.
Особенные люди… Это просто как маленькие дети, 3−4 летнего возраста, когда еще не начинают родителям нервы трепать. И ты можешь от них получить максимальное удовольствие. Когда это нормальные дети, ты чувствуешь, еще немного — и повзрослеют. С нашими это не произойдет, они не повзрослеют".
Они никогда не повзрослеют, они всегда будут детьми: доверчивыми, непосредственными, большими физически и с уровнем развития 5−6-летнего.
Как сказал Миша, «я уже смирился, с этим надо жить до конца дней, потому что ничего нельзя изменить».
Кто знает, может быть, наука найдет способ коррекции таких людей?