Все ли просто? Особенные люди и общество.

Реклама
Грандмастер

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.

А.С. Пушкин, Сказка о царе Салтане

Помните, что было дальше по сказке? Бочка, море — полная изоляция. Правда, была интрига, но «сказка — ложь, да в ней намек».

Вероятнее всего, каждый встречающий человека с видимыми физическими или психическими отклонениями, испытывает смешанное чувство жалости (к нему самому, к его родителям) и брезгливости, неприятия. Инстинктивно появляется желание отодвинуться, отдалить его от себя.

Во все времена родители старались не показывать таких детей. Боль оставалась в семье. Понаблюдайте за родителями: они очень редко рассказывают о неудачах детей, еще реже — о своих переживаниях по этому поводу. В еще большей степени это относится к неполноценным детям.

Реклама

Тем не менее, такие люди есть, они и их родители живут среди нас, испытывают немалые трудности. А общество до сих пор относится брезгливо и к тем, и к другим. Обычно это скрывается за маской вежливости, но когда обстоятельства позволяют — чего только ни делают, ни говорят и ни пишут!

Одну из школ в России передали умственно отсталым. И выпускники этой школы (почти все люди с высшим образованием) отозвались об этом приблизительно так: «Сделали школу для придурков!», «Что за говняная школа теперь!», «Будут ходить туда эти дурики, эти идиоты, эти недоразвитые!» (я не называю источник и город — явление повсеместное).

Уверен, что и в Израиле многие испытывают такие же чувства. И если бы все оставалось только на словах. Пару лет назад в одном из городов Израиля два раза в течение года поджигали квартиру инвалидов. В газете «Едиот ахаронот» за 26 марта 2008 года появился репортаж о поджоге клуба инвалидов детства: кому-то не нравится, что рядом с его жильем собирается такое количество неполноценных людей.

Реклама

В Израиле по закону о специальном образовании такие дети до 21 года учатся в спецшколе и живут в семьях. С 21 года до 65 лет они могут жить в общежитиях общего или в квартирного типа. В квартирах — до 6 человек. Квартира, предназначена для более самостоятельных, которые могут вести домашнее хозяйство сами. В обычных общежитиях живут те, кому требуется больше наблюдения, больше помощи (и у тех, и у других есть вожатые и инструкторы).

Обычные общежития — это отдельные здания. Общежития квартирного типа располагаются в обычных домах, в которых живут обычные жильцы. И кому-то не очень нравится такое соседство. И где жить таким людям? «Да где-нибудь, только не по соседству! Это портит нам эстетику! Ну, в промзоне!» В одном из районов Иерусалима жильцы не соглашались устроить клуб для детей-аутистов потому, что «они сильно шумят, а кроме того, их присутствие снижает стоимость жилья!». И это не просто разговоры, доходит до разбирательства жалоб в суде!

Реклама

Абсолютное большинство людей никогда не предполагает, что такое может быть и в их семье, с их близкими. А если случается — как относиться к этому?

Я цитирую инструктора Иру Эпштейн: «Подруга была беременная, нужно было ей помочь — она была совсем уж такая растерянная. Она просила найти ей какую-то информацию и объяснить ей, она совсем не знала, что с собой делать в таком интересном положении. И я стала что-то искать про роды. И вдруг нашла какой-то сайт женщины, которая принимала роды и все роды описывала.

И вот я дохожу до каких-то там тридцатых родов и она описывает, что женщина родила девочку с синдромом Дауна. И она пишет, эта акушерка, народная целительница: «Уж не знаю, за какие грехи послал ей Бог ребенка с синдромом Дауна. Может, украла что-то, может, еще что-то…» Вот она судья, вот она решила, что это за прегрешения!

Реклама

А вот другой подход. О нем — рассказ моей знакомой, у родственницы которой родился ребенок с умственным отставанием. И какое наставление молодым родителям дал раввин.

«Мы не знаем, почему эти дети приходят в наш мир, почему ген дает сбой. Нам не дано понять, наука этого не знает. Ответа нет. И это значит, что это в руках Божьих. И раз Бог посылает, мы это должны принять. И пока мы не знаем ответа, мы должны учиться принимать это. И ответ может быть только один: не каждая семья получает право воспитывать такого ребенка. Только праведники получают такое право.

Вы можете спросить, а почему вообще они получаются — на это ответа нет, только Бог знает. Вы думаете, что знает медицина — пожалуйста, посмотрите. Медицина не знает ответа. Известно, как это происходит, но неизвестно, почему. Ответа нет. И раз Бог посылает, значит, есть на это какой-то смысл. Просто так он не пошлет такие испытания. И разве Бог послал бы такого ребенка в недостойную семью? Разве можно себе представить, чтобы Всевышний так издевался над неполноценным ребенком?

Значит, для семьи, в которой появляется такой ребенок — это не испытание. Это признание такой семьи достойной такого ребенка". Представьте, какой груз снял с плеч родителей служитель Господа…".

Два подхода. Какой из них делает человеков людьми?

Реклама