2.) Рудольф Штайнер (1861 — 1925) сформулировал принципы вальдорфской педагогики, которые продолжили идеи великого педагога Иоганна Песталоцци. Эта система считается альтернативой педагогике Монтессори, она преследует такие же цели — гармоничное развитие и развитие творческого потенциала ребенка. Суть методики в том, что воспитатель для ребенка — идеал и пример для подражания. Взрослый «ведет» малыша, активно помогает ему познавать мир. Главное в этом методе — возврат к природе и народному творчеству. Дети поют, танцуют, играют спектакли. Игрушки — только самодельные, без лиц (по мнению психологов, это помогает развивать воображение.
3) Глен Доман — американский военный врач — нейрохирург. В конце 1940-х годов он искал способы реабилитации детей-инвалидов с пораженной нервной системой, которых официальная медицина считала безнадежными, а обнаружил необычайно продуктивный метод умственного развития. Активизация быстрого и необыкновенно эффективного развития мозга достигается за счет стимулирования одного из органов чувств (например, зрения). Урок по системе Домана длится всего несколько секунд: детям показывают карточки и громко называют вслух, что на них изображено или написано. На следующем уроке карточки меняют, а прежние показывают снова не раньше, чем через месяц. В день таких уроков должно быть проведено не меньше 50. Одновременно ребенка с первого же дня жизни нужно побуждать активно двигаться. Итог поразителен! Крохи в 2−3 года обучаются читать, считать, а в 5 лет становятся эрудитами.
4) Японская система воспитания. Её принцип таков: до 5 лет ребенку позволяют практически всё, ни в чем ему не отказывают. А ребенка 5−15 лет вводят в мир строгих ограничений и запретов. После 15 лет подросток становится полноправным членом общества наравне со взрослыми людьми. Считается, что из такого ребенка вырастает стрессоустойчивый и дисциплинированный член общества.
Какую систему воспитания выбрать — личное дело родителей. Но самое главное — помнить, что каждый человек строго индивидуален, и искренне любить его.