Это классический возраст почемучек, когда ребенок активно исследует окружающий мир и задает вопросы.
Моя дочь непрерывно говорит, — жалуется мама шестилетней девочки. — Мне иногда кажется, что ей неважно — слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю «что?», девочка обижается.
Однако если детская инициатива не поощряется, если ребенка строго критикуют за это или наказывают, он привыкает чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. Чувство вины оказывается «лежащим близко к поверхности» и в будущем ребенок будет иметь склонность легко впадать в это чувство, иногда совершенно безосновательно.
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение действий и высокая оценка действий очень важны для ребенка этого возраста, они позволят сформировать такое важное качество характера, как трудолюбие.
Хотя в родительском сознании часто присутствует убеждение, что ребенку необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, как правило, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими. Особое значение для ребенка в этом возрасте приобретают родительские фразы:
У всех дети как дети, а у меня…
У соседки дочь и в магазин сходит, и дома порядок наведет, а ты…
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
У ребенка, часто слышащего подобные фразы, формируется устойчивое чувство неполноценности, заниженная самооценка.
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы
В противном случае им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности — отсутствие самостоятельно сформированного представления о себе.
Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Выделенные Э. Эриксоном стадии развития человека в целом, вполне применимы и для описания стадий эволюционирования характера, потому что, преодолевая каждый кризис в своем развитии, человек приобретает те или иные качества характера. Знание закономерностей развития ребенка позволяет родителям способствовать формированию более цельного, индивидуального и гармоничного характера.
Следует отметить, что по Эриксону, человек, позитивно и своевременно разрешивший очередной конфликт, не испытывает сожалений о прошлом, более живет настоящим.