А ведь проблема не нова. Перед нашими собратьями, не относящимися к племени художников, она встала еще в семнадцатом веке — в то время последним писком моды была расписная восточная мебель, покрытая лаком. Однако позволить себе китайский лаковый комод или ширму мог далеко не каждый, да и всех восточных умельцев не хватило бы, чтобы обеспечить модной мебелью Западную Европу. И европейцы нашли выход.
Европейские ремесленники сами стали делать лакированную мебель, да и не только мебель. Что же до изюминки — росписей, которыми славились восточные мастера, — в ход пошел именно тот прием, который впоследствии получил название декупажа. Живописцы копировали восточные орнаменты и картины европейских мастеров, затем рисунки эти приклеивались на различные предметы и покрывались лаком в несколько слоев. Мастерски выполненный декупаж производил полное впечатление рисунка, нанесенного непосредственно на предмет.
Стоили эти изделия, конечно, дешевле настоящих восточных, но и они были по карману не всем. Голь на выдумки хитра — люди победнее стали покупать рисунки малоизвестных художников и самостоятельно украшать свои жилища. Пара слоев лака — и поди докажи, что у соседа-богача столик лучше!
А сегодня ситуация и вовсе упростилась до неправдоподобия. Случалось ли вам видеть в крупных магазинах разноцветные бумажные салфетки с самыми разнообразными рисунками — тут вам и цветы, и узоры, и посуда, и кошечки-собачки, и орехи, и целые натюрморты, и даже географические карты под старину! А ведь салфетка — это тонкая бумага, которая мало того что прекрасно ложится практически на любую поверхность, но еще и годится для того, чтобы изобразить любую фактуру на предмете любой формы.
Итак, первый шаг на пути к высокохудожественным вершинам декупажа должен быть сделан в сторону магазина. Там в нашу корзину попадут салфетки (как правило, самые красивые — трехслойные, по цене около 50 рублей за 30 штук), клей ПВА, кисточка и лак. Кстати, о лаке: пригоден для нашего дела, в принципе, любой (бывает даже специальный декупажный лак), но если в доме есть дети или аллергики, воспользуйтесь акриловым лаком — запах у него практически отсутствует.
Шаг второй происходит уже дома, когда купленные богатства расставлены на столе рядом с тем предметом, который мы планируем украсить. Кухонная доска? — прекрасно, но только с лицевой стороны. Старый деревянный стул? Шкатулка? Мини-комодик из ИКЕА? Годится практически все! Главное — чтобы поверхность у предмета была ровная, сухая и чистая.
Итак, берем салфетку и отделяем от нее один, верхний слой с рисунком. Как бы упорно ни казалось, что салфетка состоит из двух слоев, если написано — трехслойная, значит, так оно и есть. Второй слой прилегает к первому, цветному, достаточно плотно, но удалить его необходимо, иначе получится конфуз — клей удержит именно второй, белый, слой, а изображение просто-напросто отшелушится с поверхности. Изображение можно вырезать, а можно наклеить на основу всю салфетку целиком.
Подготовив салфетку, смазываем слегка разведенным клеем наш стул, или шкатулку, или доску, или что там у нас есть. Слой клея должен быть, скажем так, заметным, но не избыточным. Некоторые, конечно, предпочитают налить целую лужу клея, так-де удобнее, но практика показывает, что салфетка размокает в такой луже практически моментально, и что-либо пристойное собрать из получившихся обрывков уже невозможно.
Аккуратно опускаем на клей салфетку и разглаживаем ее от центра к краям. Небольшие складки не страшны — они, скорее всего, окажутся незаметны. Особое внимание стоит уделить краям наклеиваемого слоя. Если рисунок сел хорошо, отставляем изделие сушиться. Если плохо — увы, остается только отскрести его от основы и выбросить, потому что во второй раз использовать его уже не удастся. Лучше потратить еще одну салфетку.
И наконец, после высыхания покрываем предмет лаком. Весь предмет, конечно, а не только рисунок. Или хотя бы всю поверхность, на которую наклеен рисунок. Когда лак высохнет, можно оценить результат и решить, стоит ли положить еще один-два слоя для пущей надежности и эффекта. Вот, собственно, и все.
И кому теперь какое дело, что мы не умеем рисовать?