К таким играм можно отнести, например, молдавскую пирамидку. Логическая игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Подобно кубику Рубика, молдавская пирамидка кишиневского инженера А. А. Ордынца развивает логическое мышление и пространственное воображение. Содержание игры: последовательно вращая игровые элементы вокруг осей, направленных к вершинам, построить пирамиду, каждая грань которой состоит из треугольников только одного цвета.
Викторины обогащают участников новыми знаниями, развивают смекалку и находчивость. Каждый из них может выступать самостоятельно или в составе команды. Сложность вопросов и заданий определяется уровнем развития и возрастом участников. Так, в литературной викторине могут быть предложены следующие задания: привести основные даты и события из жизни одного из писателей; перечислить написанные им произведения; назвать героев какого-либо рассказа, повести, романа; определить, какому произведению принадлежит цитата, крылатая фраза, персонаж. По такому же принципу готовятся вопросы для викторины на темы кино, театра, изобразительного искусства. Очень полезно при этом использовать кадры из кинофильмов, фотографии артистов, репродукции картин. Для музыкальной викторины может быть использована домашняя дискография. После прослушивания музыки или ее фрагмента можно предложить участникам ответить, что прозвучало, кто композитор, какое произведение впервые исполнено автором.
К комнатным относят и игры на внимание.
«Сядьте-встаньте».
Водящий говорит: «Я буду вставать и садиться, одновременно подавая вам команды: „Встаньте“, „Сядьте“. Вы должны выполнить их, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!» В ходе игры водящий, в одних случаях говоря «Встаньте», сам встает, в других, наоборот, садится, тем самым, сбивая ребят. Многие будут ошибаться, вызывая общий смех и веселье.
«Нос — ухо — нос».
«А теперь, — говорит водящий, — другая игра. Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до моей и скажите при этом „нос“, еще раз, еще. Я буду делать то же, но, если я скажу „лоб“, вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали. Нос — нос — нос — нос — ухо!» (В это время водящий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают за ним то же самое).
Тихая музыка.
Участники игры усаживаются поудобнее, оставляя большую часть комнаты свободной. Одного из играющих просят на время удалиться. Пока его нет, достают какой-либо небольшой предмет (книжку, игрушку, платок) и прячут в доступном для осмотра месте. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что он должен найти спрятанный предмет. В этом ему поможет песня. Когда он будет приближаться к предмету, все будут петь громко, когда удаляться — тихо. Песня звучит то громче, то тише, то совсем замирает, когда он принимает неверное решение. При повторении игры можно ее усложнить. Играющий должен не только найти предмет, но и догадаться, что с ним сделать: положить на другое место, спрятать в карман, надеть на голову. В этом ему тоже помогают ребята своим пением.
Игры могут быть и видом поощрения, и методом психологической разгрузки, и развлечением, и, наконец, возможностью лишний раз провести время со своей семьёй. Играйте на здоровье!