Часто приходится слышать от родителей: «Мой ребенок — лентяй», «Никакой помощи не дождешься», «Даже чужой труд не ценит»… При этом взрослые со свойственной им скромностью умалчивают о том, что все это — результат их собственной деятельности. Ведь малыши от рождения наделены прямо-таки неестественным стремлением помогать взрослым, работать рядом с ними. Уже годовалая крошка трет полы носовым платком и таскает одежду и игрушки в стиральную машину. И только методичные и согласованные действия взрослых помогают малышу справиться с этим недостатком! Чем раньше вы начнете глушить стремление ребенка к работе, тем эффектнее будут результаты. Эта статья поможет вам подобрать подходящие методы. Итак…
Самый действенный и безотказный — метод собственного примера. Как известно, в познании мира дети ориентируются на близких им взрослых, с них они копируют модели поведения, у них же учатся реагировать на различные явления. Поэтому запомните: отвращение к труду невозможно воспитать, если при этом ребенок будет видеть, как вы, улыбаясь, чистите картошку или весело, с песней, собираетесь на службу! В первую очередь, вы сами должны понять, насколько тяжела эта обуза — труд, особенно домашний. В вашем арсенале должны появиться: тяжелые вздохи, предваряющие любую работу, кислое выражение лица как обязательное ее сопровождение, раздражительность. Неплохо бы освоить некоторые волшебные фразы, как то:
— Как же мне все это надоело!
— Дела никогда не заканчиваются…
— Пашу, как лошадь, а всем наплевать! …и т.п.
У нормального ребенка обязательно сформируется представление о том, что работа — это тяжкое бремя, и любить ее было бы странно.
В качестве хорошего дополнения подойдет метод прямого запрета. Он может быть как резким («Не тронь, испортишь/сломаешь/прольешь!»), так и заботливым («Иди, детка, поиграй — замуж выйдешь, наготовишься»). Очень хорошо работает фраза «Дай, лучше мама сама сделает». Главное — добиться цели, не допустить малыша до участия в делах взрослых. Ведь действительно: и уронит, и разольет, и переделывать потом за ним придется… Да и не эксплуататоры же вы — ребенка к работе привлекать! После нескольких подобных эпизодов умненький малыш поймет, что мама все делает лучше, и оставит свои ненужные попытки.
Если запреты не действуют, можно пойти на хитрость и применить метод неприятных обязанностей. Он очень прост: вы сообщаете ребенку, что, коль уж он так настойчив в своем желании работать, то у него теперь будут обязанности по дому. То есть, за невыполнение этих обязанностей его будут ругать и/или наказывать. Нет более действенного способа убить в человеке желание делать что-либо, как вменить это ему в обязанность! А для того, чтобы эффект был еще более выраженным, поручите малышу либо дела, с которыми ему еще трудно справляться, либо такие, выполнение которых ему неприятно. Лучше всего — «отдать» ребенку ту работу, которую вам самим выполнять не хочется (и не забудьте прокомментировать: «Да, и посуду теперь будешь мыть ты, я ее уже видеть не могу!»).
С предыдущим методом очень хорошо сочетается метод деструктивной критики. Если вы все правильно сделали, то результаты работы ребенка всегда будут более чем неудовлетворительны. И вот тут ваша задача как родителя сообщить ему об этом! Ни в коем случае не хвалите, даже если что-то получилось! Укажите ему на все, что он сделал неправильно. Пожурите за ошибки и сообщите, что таким неумехам лучше не браться ни за что серьезное. Неплохо бы подшутить над малышом, сообщив, например, что у него «руки не оттуда растут». Ведь лучше, если ему сообщит об этом любящий родитель, чем потом придется выслушивать критику от совершенно незнакомых людей! И что с того, что он еще маленький, и многое делает впервые? Не умеешь — не берись! Сначала научись, а потом уже делай! У опытных родителей к тому времени, как ребенок научится что-либо делать, у него, как правило, не останется никакого желания этим заниматься.
Очень хорошие результаты при воспитании детей постарше дает «метод Золушки». Он заключается в том, что любую работу ребенку нужно поручать тогда, когда большая часть семьи в сборе, но при этом никто, кроме него, не работает. Ни в коем случае не устраивайте «субботников», когда все чем-то заняты, и работа становится похожа (о, ужас!) на развлечение с музыкой и веселым общением с родителями! Оптимальное время для выполнения ребенком своих обязанностей по дому — когда кто-то из домашних смотрит интересную телепередачу, или когда во дворе появляются друзья вашего малыша, или когда ребенок чем-то увлечен — книжкой или игрой… Да мало ли! Хорошие родители всегда найдут способ донести до своего чада простую мысль о том, что работа лишает человека радостей жизни.
И чем серьезнее вы отнесетесь к процессу отучения ребенка от труда, тем раньше вы получите желаемый результат — малыша, который на просьбу о помощи ответит: «Нет, мамочка, сделай сама — я не хочу!».