Это стихотворение Пушкина послужило для меня толчком, скорее, пинком под зад: надо порассуждать о туалетной бумаге. В самом деле, почему бы и нет? Рассуждаем обо всем, а туалетная бумага — одна из составляющих нашей культуры быта.
В России, я думаю, до сих пор стесняются разговаривать об интимных вещах (в Израиле — нет, до сих пор непривычно). Как-то в киоске женщина попросила «Тампакс», а стоявшая рядом с ней спросила во весь голос: «А что это? Зачем?» Покупательница моментально стала красной, как партийное знамя (киоск располагался в здании горкома КПСС), что-то буркнула невнятно и постаралась побыстрее уйти (естественно, с покупкой). Продавщица пыталась ответить на вопрос какими-то окольными оборотами (потому что я стоял рядом и наблюдал эту сцену).
Приблизительно такое же отношение было и к туалетной бумаге. Причем случаи, когда об использовании бумаги (или о ее качестве) говорили открыто, поражали и запоминались. Мало того, когда наши люди за рубежом видели, как заботливо народ выбирает себе сорт бумаги, их это впечатляло. Один из моих знакомых вдохновился настолько, что привез из Франции рекламный плакат с текстом: «Наша туалетная бумага — как раз для вашей нежной попочки!» (текст был на французском, за точность перевода не ручаюсь, но за смысл — 100%! На плакате была изображена по-ренуаровски нежно-розовая нижняя часть сидящей женщины).
История предмета для чистки сами понимаете чего уходит в глубину веков. С этой целью использовались самые разнообразные
В тринадцатой главе книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» описаны (хотя и весьма кратко) опыты Гаргантюа. Со своей стороны я отмечаю его необычайную настойчивость, терпение, уверенность в том, что придет желаемый результат. И этот результат пришел!
Что только он ни использовал! В том числе и бумагу! Однако она не была отмечена как подходящая материя для таких тонких нужд. Человечеству предстоял еще долгий путь до получения нежного продукта.
К слову, в те времена, когда в поле зрения появился упомянутый выше плакат, туалетная бумага в России была редкостью, в некотором смысле даже предметом роскоши. Газета — вот что употреблялось повсеместно (есть подозрение, что в некоторых семьях газеты выписывали только для этого). Если в магазинах появлялся «товар» — ее покупали «ожерельями», с которыми потом шествовали домой.
В славном городе Набережные Челны была та же картина до того момента, пока не построили картонно-бумажный комбинат. Но у этого достижения экономики был еще один неявный (по крайней мере, для большинства) эффект. Кто-то из руководящих работников после пуска комбината бросил фразу: «Ну, теперь в городе не будет проблем с колбасой!» Соображаете? Бумажная масса шла как наполнитель в колбасный фарш! И шла массой!
Туалетная бумага этого комбината по цвету и другим органолептическим качествам напоминала мелкозернистый наждак, но все-таки была лучше газеты: чуть нежнее и без вредных для организма типографских красок (которые таким парадоксальным способом проникали в тело).
Замечу, что для бумаги разной цены есть ощутимая разница в качестве: та, что подешевле — почти как в Набережных Челнах, та, что подороже — бархатистая, мягкая…
Кстати, известная в Израиле фирма-производитель мороженого поставляет всем торговцам, которые продают ее продукцию, какие-то принадлежности со своим оформлением. В том числе и мусорные баки, которые стоят около таких торговых точек. На них нарисована эмблема фирмы в виде сердечка и написано: «Маленькие мгновения счастья». В туалете одного из таких заведений бак стоял против унитаза. И каждый раз сидящий на унитазе читал эту фразу: «Маленькие мгновения счастья».
Думаю, что это верно в принципе, а с хорошей туалетной бумагой — на все двести процентов!